Вход в личный кабинет
Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Чем отличается госконтракт от договора в 2024 году

Чем отличается госконтракт от договора в 2024 году

В сфере закупок часто путают определения “госконтракт” и “договор”, считая, что это одно и то же. Только на первый взгляд может показаться, что это синонимы, но в закупках есть четкое разделение понятий.
В нашей статье разберемся, чем отлается договор от контракта, как они оформляются, и какие особенности их заключения важно учитывать.

 

Содержание

Особенности заключения госконтракта

Что такое госконтракт

Государственный контракт (госконтракт) — это соглашение между поставщиком и федеральными, региональными  или муниципальными органами власти.

Согласно статье 3 Федерального закона «О контрактной системе» 44-ФЗ, госконтракт регулирует закупочную деятельность госзаказчиков и заключается для удовлетворения потребностей государства.

В рамках данной нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты, при этом исполнителем может быть любое лицо, соответствующее установленным требованиям — как юридическое, так и физическое. 

А второй стороной контракта всегда выступает государство, представляемое:

Получите новый контракт!

Сопровождение подписи, аккредитация, подбор закупок, анализ документации, прогноз победы, участие и постконтрактное сопровождение - сразу 5 специалистов работают вместе с вами. Просто делегируйте все тендерные процессы нам.

Получить контракт 

  • органами государственной власти; 
  • госкорпорациями; 
  • бюджетными учреждениями; 
  • казенными учреждениями; 
  • государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Как составляют госконтракт

На основе типовых форм (условия контракта или рекомендованные образцы) заказчики составляют проект госконтракта. Проект необходимо приложить к извещению и опубликовать в единой информационной системе (ЕИС) и на торговых площадках (ЭТП). 

В закрытых процедурах (при наличии секретных сведений в тендере), а также при закупках без проведения тендера, проект госконтракта может не выкладываться в публичный доступ. 
Исключением выступают закупки в электронных магазинах.

Все типовые формы условий контракта утверждены приказами вышестоящих ведомств. Если закупка попадает под условия такого приказа, то правильно будет использовать утвержденную форму (ч. 11 ст. 34 44-ФЗ).

Например, если заказчик проводит тендер на регулярные пассажирские перевозки, форму государственного контракта придется брать из приказа Минтранса № 482 от 29 декабря 2018. Подписывать госконтракты на закупку транспортных услуг по другой форме заказчикам запрещено.
Типовые условия контрактов можно посмотреть на сайте ЕИС в разделе « Библиотека типовых контрактов ».

Если закупка не попадает под правила обязательных типовых форм, то заказчик самостоятельно разрабатывает форму проекта госконтракта. Как правило,  используют  образцы, которые заказчикам рекомендуют вышестоящие инстанции.

 

Какие положения включают в госконтракт

Проект госконтракта должен соответствовать требованиям статьи 34 44 фз. Госконтракт заключают на условиях из извещения и с учетом сведений из заявки участника закупки.

Положения, содержащиеся в госконтракте бывают о:

  • сроках и правилах оплаты;
  • порядке приемки;
  • гарантийных обязательствах;
  • сроке и порядке возврата обеспечения;
  • неизменности цены в течение всего срока оказания услуг (исключения указаны в ст. 95 44-ФЗ);
  • ответственности сторон;
  • правилах начисления штрафов и пеней с учетом правил, которые утверждены правительством (ПП № 1042 от 30 августа 2017);
  • графике выполнения работ, если срок их выполнения больше трех лет, а стоимость превышает 100 млн рублей;
  • других важных условиях, которые предусмотрены статьей 34 44-ФЗ.

Помимо основных положений, заказчики могут также включить в государственный контракт разделы о возможности одностороннего отказа и удержания неустойки из оплаты за поставленный товар.

Заказчики обязаны подготавливать проект госконтракта при соблюдении строгих правил 44-ФЗ и ни в коем случае не изменять содержание документа по собственному усмотрению. 

Сроки оплаты поставщикам также строго регламентированы контрактным законодательством.  

В какие сроки заключают госконтракт

Государственный контракт заключается согласно Закону № 44-ФЗ по итогам тендеров или в закупках без проведения конкурсных процедур. 

Разберем схему заключения контракта на простом примере электронных торгов (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ):

  • в распоряжении заказчика имеется 2 рабочих дня для формирования проекта госконтракта в ЕИС;
  • в распоряжении поставщика 5 рабочих дней на подписание проекта;
  • заказчик обязан в течение 2 рабочих дней подписать контракт со своей стороны.

В среднем подписание контракта занимает не более 9-10 рабочих дней, если никто из участников не предоставил протокол разногласий (в этом случае процесс затянется еще на 3 рабочих дня (ч.5 ст. 51 44-ФЗ)).

Если рассматривать схему заключения контракта на примере запроса котировок в электронной форме, то сроки заключения госконтракта будут намного короче (ч.6 ст. 50 44-ФЗ):

  • в распоряжении заказчика имеется 1 рабочий день для подготовки проекта контракта;
  • в распоряжении поставщика 1 рабочий день на его подписание;
  • заказчик обязан в течение 1 рабочего дня подписать контракт со своей стороны.

Нарушение указанных сроков влечет за собой негативные последствия.

Если поставщик не подпишет вовремя госконтракт, заказчик посчитает его уклонистом и внесет сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Таким образом, у компании будет закрыт доступ к госзаказу на два года. 

При нарушении сроков самим заказчиком, его ждет штраф в размере 50 тыс. рублей (в соответствии со статьей 7.32 КоАП).

Можно ли вносить изменения в госконтракт

Изменения в государственный контракт можно вносить только при наличии оснований, указанных в законе, и при соблюдении всех необходимых процедур – все условия прописаны в самом соглашении. 

Если документ не предусматривает возможность изменений, то внести их не получится. В таком случае заказчик и поставщик подписывают соглашение о внесении изменений в госконтракт.

Согласно ст. 95 44-ФЗ выделяют ряд оснований, по которым возможно изменять условия госконтракта: 

  • увеличение или уменьшение количества товара, но не более чем на 10%;
  • изменение действующих тарифов;
  • сокращение госбюджета;
  • предмет соглашения — коммунальные услуги, обслуживание здания, юридические услуги по представительству за рубежом или услуги по лечению граждан за пределами России;
  • изменение сроков отдельного этапа в пределах общей длительности выполнения работ.

Помимо этих причин, закон 44-ФЗ (в соответствии со ст.95) также допускает изменение:

  • долгосрочных госконтрактов;
  • соглашений на проведение строительных и научно-исследовательских работ (НИР);
  • контрактов жизненного цикла.

Например, изменение цены НИР или длительности исполнения такого контракта допустимо не более чем на 30%. 


Обязательные условия:

  • письменное обоснование причин, по которым исполнить контракт без изменений невозможно, и доказательства того, что эти причины не зависят от заказчика и поставщика;
  • соответствующее решение властей.

Особенности заключения договора

Что такое договор

Договор — это соглашение между двумя или более сторонами, которое фиксирует их права и обязанности. 

Простыми словами, термин «договор» используется в тендерах компаний с госучастием, регулируемых Федеральным законом «О закупках отдельных видов юридических лиц» 223-ФЗ, и применяется ко всем соглашениям, заключаемым по этому закону. 

Основная цель договора — удовлетворение нужд конкретной организации, а не закрытие потребностей государства.

Как составляют договор

Государственные заказчики заключают договоры по 223-ФЗ, самостоятельно разрабатывают формы соглашений и включают их в распорядительные документы. 

Стоит отметить, что многие госкомпании ежегодно обновляют и утверждают новые образцы договоров (обязанность их применения прописана в положении о закупках).

Какие положения включают в договор

В договорах обычно прописываются основные положения, содержащие права и обязанности сторон:

  • предмет договора;
  • порядок исполнения обязательств;
  • сумма договора;
  • ответственность сторон;
  • порядок разрешения споров.

Существуют компании, у которых имеются дополнительные разделы. 

Госкорпорация «Росатом» включает в договор такие разделы: 

  • «Определения и термины»;
  • «Общие сведения»;
  • «Конфиденциальность»;
  • «Прекращение договора ранее намеченного срока» и другие.

В какие сроки заключают договор

В случае с договорами по 223-ФЗ сроки и порядок подписания определяются самими госкомпаниями и прописываются в положении о закупке и в тексте проекта договора.

Закон регулирует срок оплаты по 223‑ФЗ — не ранее 10 и не позднее 20 рабочих дней с момента приемки (в соответствии с ч. 5.3 ст. 3 223‑ФЗ). Этот срок предусмотрен и для обычных закупок по 223‑ФЗ, и для заказов только среди субъектов малого, среднего предпринимательства (СМСП) и самозанятых.

Можно ли вносить изменения в договор

Закон 223-ФЗ и статья 450 Гражданского кодекса не запрещают госкомпаниям вносить изменения в проект договора после проведения торгов. 

Договоры по 223-ФЗ могут изменяться на основании соглашения сторон, если это предусмотрено положением о закупках компании.

Заказчик и поставщик на этапе заключения или исполнения договора могут изменить количество товара, его цену и срок поставки (в соответствии с ч. 5 ст. 4 223-ФЗ) - главное, чтобы эта возможность была предусмотрена договором.

Как заключают договор

Все условия и требования к подписанию договора регламентирует закон 223-ФЗ. 

Например, срок подписания договора по итогам тендера -  не меньше 10 и не больше 20 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 15 ст. 3.2. 223-ФЗ). 

В какие сроки заказчик совершает обмен документами с участником и заключает договор с единственным поставщиком?

Это госкомпании решают самостоятельно и включают все сведения в положение о закупке.

Если поставщик по каким-то необъективным причинам уклоняется от подписания договора или нарушает условия соглашения (при наличии решения суда) – его включают в РНП (ст. 5 223-ФЗ). 
Заказчиков за нарушение сроков по КоАП не штрафуют.

 

Что общего между контрактом и договором

Несмотря на все вышесказанное, между договором и контрактом в прямом контексте закупочного законодательства есть много общего. 

По сути, каждый контракт является договором, а значит контракт — это частный случай договора, где одной из сторон выступает государство. 

Нам известно, что оба типа соглашений должны содержать определенные параметры. Некоторые из них являются обязательными условиями: наименование сторон, предмет договора и его стоимость. 
При отсутствии этих условий соглашение считается недействительным. 

А каковы же условия, которые могут быть включены по желанию сторон?

Например, это может быть предоплата или привлечение подрядчиков. 

В договорах и контрактах, заключаемых по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ, обязательно должны присутствовать следующие пункты: 

  • наименование сторон;
  • название объекта закупки;
  • стоимость; 
  • срок исполнения обязательств; 
  • требования к качеству товаров, работ или услуг; 
  • ответственность сторон за нарушение обязательств.

Главные отличия контракта от договора в госзакупках

В следующей таблице мы постарались разместить основные отличия контракта от договора для госзакупок:

 

Госконтракт

Договор

По какому закону заключают

44-ФЗ

223-ФЗ

Форма соглашения

Утверждена приказом о типовой форме или рекомендована вышестоящей инстанцией

Утверждена внутренними документами компании, например, положением о закупке, или разрабатывается индивидуально под каждую закупку

Порядок заключения

Строго регламентирован 44-ФЗ

Общий порядок изложен в 223-ФЗ. Детали заказчик дорабатывает самостоятельно и прописывает в положении о закупке

Возможность изменения существенных условий

Только при наличии веских оснований, которые закреплены в ст. 95 и ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ

Допустимо на основании соглашения сторон (ст. 450 ГК, ч. 5 ст. 4 223-ФЗ)

Ответственность за нарушение сроков подписания соглашения

Штраф для заказчика (7.32 КоАП) или внесение в РНП для поставщика (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ)

Заказчиков за нарушение сроков не штрафуют. Недобросовестных поставщиков вносят в РНП (ст. 5 223-ФЗ)

Правила начисления неустойки

Установлены правительством

Заказчик устанавливает самостоятельно и прописывает в положении о закупке и договоре

В обычной предпринимательской деятельности «контракт» и «договор» могут быть синонимами, но в сфере закупок эти понятия четко разграничены. 

Так как в 44-ФЗ пишется четкое понятие – «контракт», нужно применять именно его. А будет государственным или муниципальным контракт – зависит от уровня заказчика. 

А 223-ФЗ — это «договор». 

Из-за разной законодательной базы форма, содержание и порядок заключения этих соглашений существенно отличаются.

Весь закупочный процесс (в том числе форма и тип контракта) строго регламентируется 44-ФЗ. 
В то время как 223-ФЗ регулирует только основные моменты размещения заказов. Остальные нюансы заказчик прописывает в положении о закупке, которое публикует в ЕИС для ознакомления с ним потенциальных поставщиков.

Понимание различий между госконтрактами и договорами, а также соблюдение всех требований законодательства, позволит избежать юридических проблем и успешно осуществлять закупочную деятельность.

Получайте сразу новые тендеры в мессенджер или на почту!

В системе Bicotender самая полная база тендеров, которая обновляется ежесекундно. Мы настроим для вас тендерную рассылку на почту или в мессенджер. Теперь вы никогда не упустите интересующую закупку!

Получить новый тендер 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ