Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Гособоронзаказ: руководство для чайников в 2024 году

Гособоронзаказ: руководство для чайников в 2024 году

Принимать участие в государственном оборонном заказе может не только госсектор, но и обычный бизнес. При попадании организации в цепочку исполнителей ГОЗ, ей придется работать в особом порядке — открывать специальный счет, вести раздельный учет, отчитываться перед заказчиком и ФАС. 
В нашей статье расскажем о тонкостях работы с ГОЗ и что делать исполнителю, чтобы избежать больших штрафов.

Содержание

Что такое ГОЗ: основные понятия 

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) – это задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Участникам, впервые столкнувшимся с государственным оборонным заказом, не всегда понятно, как работать по непривычной схеме рынка госзаказа, причиной тому является незнание терминов. 

 

Получите доступ ко всем закупкам!

В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.

Получить доступ 

Рассмотрим основные понятия и их расшифровку.

 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ — это основной закон о гособоронзаказе. Он регламентирует все, что связано с ГОЗ: порядок размещения и исполнения заказов, права и обязанности заказчиков и исполнителей, госрегулирование цен, особенности банковского сопровождения.

В ГОЗ принимают участие:

 

  • Государственный Заказчик – это федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", которые обеспечивают поставки продукции по государственному оборонному заказу. 
  • Головные исполнители – это юридическое лицо, которое заключает с государственным заказчиком госконтракт по ГОЗ. Первый уровень — головной исполнитель. Если головному исполнителю понадобится субподрядчик, то при заключении с ним контракта последний станет исполнителем второго уровня и т. д.
    Условно можно выделить несколько уровней взаимодействия: головной исполнитель — первого уровня, если ему понадобится субподрядчик, то при заключении с ним контракта - последний становится исполнителем второго уровня и т. д.
  • Исполнитель, участвующий в поставках продукции по гособоронзаказу  – лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
  • Кооперация головного исполнителя - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок.
    В кооперацию входят: головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком; исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.

Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа ФАС (Федеральная антимонопольная служба России) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).


В рамках ГОЗ приобретают:

  • НИОКР для создания, улучшения, уничтожения вооружения и военной техники, развития базы государственных оборонных заказов;
  • Поставки вооружений, военных и специальных техник;
  • Поставки сырья и материалов для ГОЗ, а также комплектующих;
  • Поставки военной техники, продуктов питания и продовольствия;
  • Ремонт и обслуживание объектов обороны;
  • Уничтожение химоружия;
  • Строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов обороны;
  • Поставки оборонных изделий в рамках сотрудничества Российской Федерации с другими государствами;
  • Поставки на накопление материальных ценностей государственного резерва и т.д.

Особенности закупок по ГОЗ 

Гособоронзаказ — это целый пласт закупок, связанных с военно-технической и оборонной сферой.

Такие заказы проводятся в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ, корпоративных или обычных закупок, но всегда в строгом соответствии с федеральным законом о государственном оборонном заказе № 275-ФЗ.

Заказчики ГОЗ руководствуются специальными правилами:

  • планирования закупок;
  • определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единственным поставщиком в составе ГОЗ;
  • описания объектов закупок;
  • определения цены госконтракта на товары/работы/услуги;
  • установления дополнительных требований к экспертам и организациям, которые привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • обеспечения исполнения контракта.

Участвовать в госзакупках по ГОЗ могут только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, самозанятые или иностранные компании не допускаются на тендеры по гособоронзаказу. 
 

ИП могут попасть в кооперацию и выполнять ГОЗ, если с ними заключит контракт любой исполнитель из цепочки. Никаких ограничений в поставках по ГОЗ для предпринимателей нет (ст 3 275-ФЗ).


Предметом закупок могут быть самые обычные товары, работы, услуги по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть простыми словами, ГОЗ — это не всегда вооружение или военные технологии (например, это может быть канцелярия, хозтовары, ремонт офиса, обслуживание помещения, продукты питания и другие). 

Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

  1. Закрытые тендеры

    Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники, оружия, исследований и специфических работ. 

    Извещение закрытого государственного оборонного заказа не публикуют в ЕИС, а поставщика выбирают из числа приглашенных участников. 

    В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной.

    Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на специализированной электронной площадке.

    Открытые закупки заказчик может проводить на любой площадке, ограничений нет. А закрытые торги по оборонке - только на специализированной площадке АСТ ГОЗ.
  2. Открытые тендеры

    Проходят в формате обычной закупки, которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ.

    Предметом контракта могут быть те же товары, работы, услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.
Важно: Бывают оборонные заказы, где выбор исполнителя правильно производить не при помощи процедуры закупки, а путем его утверждения (назначают по постановлению Правительства РФ или указа Президента РФ).

Еще одной особенностью государственных оборонных заказов является условие, при котором каждому заключенному соглашению перед включением в реестр контрактов присваивают игк по гоз - идентификатор государственного контракта (ч. 1 ст. 6.1 275-ФЗ). 

Исключение составляют контракты по ч. 2 ст. 15.29 275-ФЗ, к примеру, для обеспечения ФСБ средствами для борьбы с терроризмом. 

ИГК для государственного оборонного заказа формируют в особом порядке и утверждают Приказом министра обороны и Федерального казначейства № 475/13н от 11.08.2015. 

В игк по гоз включают (п. 4 порядка): 

  • идентификационный код госзаказчика; 
  • способ определения поставщика; 
  • год заключения и окончания срока действия госконтракта; 
  • порядковый номер государственного контракта по сквозной нумерации заказчика.

ИГК используется на протяжении всего срока действия контракта, менять его нельзя.

Особенности расчетов по госконтракту 

Все денежные средства целевого назначения, выделенные для ГОЗ, подлежат казначейскому сопровождению (разд. V ПП РФ № 2024 от 24.11.2021), даже если головной исполнитель или исполнитель из кооперации заключают договор с другим исполнителем.

В любом случае, для исполнителей из кооперации обязателен режим использования отдельного счета — лицевого счета, по которому проводят оплату. 

Условия режима использования отдельного счета по государственному оборонному заказу должны быть прописаны в госконтракте. 

Деньги с лицевого счета на обычный банковский счет участника казначейского сопровождения могут перечисляться с ограничениями:

  • головным исполнителям — в размере, согласованном с заказчиком, но не более установленной прибыли в составе цены продукции (порядок определения прибыли прописан в ПП РФ № 1465); 
  • исполнителям — перечисление прибыли в размере, согласованном между сторонами при заключении контракта (только после исполнения контракта или его отдельного этапа и предоставления сведений в ТОФК).  

Порядок открытия специальных лицевых счетов

Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275 фз обязаны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. 

Через отдельный лицевой счет проводятся любые расчеты в рамках оборонзаказа. При наличии нескольких госконтрактов - для каждого открывается отдельный счет (п. 3 ч. 1 ст. 8 275-ФЗ). 

Об открытии спецсчета для гособоронзаказа необходимо предупреждать до заключения контракта.

Так как, если не будет отдельного банковского счета исполнителя гоз, то заказчик не сможет расплатиться с головным исполнителем, а исполнитель — с соисполнителями и субподрядчиками. 

Исключение составляют расчеты в пределах лимитов по пп. «з» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 275-ФЗ и случаи поставки товаров, работ, услуг по ценам, которые подлежат государственному регулированию. 

Режим лицевых счетов работает так, что деньги списываются только на специальный счет, при обязательном указании ИГК в платежном документе. 

В редких случаях исполнители могут не открывать и не использовать отдельный счет: 

  • для оплаты расходов на поставку товаров, работ, услуг по ценам и тарифам, подлежащим государственному регулированию;
  • для оплаты головным исполнителем расходов в размере до 5 млн. рублей в месяц, исполнителем — до 3 млн. рублей в месяц. 

Во всех остальных случаях соисполнитель или субподрядчик обязан открывать отдельный банковский счет исполнителя гоз.
 

Денежные средства со спец счета нельзя выводить на товары, работы и услуги, реализованные не в рамках данного ГОЗ.


Но существуют операции, позволяющие списать денежные средства с лицевого счета на расчетный счет исполнителя в банке (статья 8.3 275-ФЗ):

  • уплата налогов, страховых взносов, сборов, таможенных платежей; 
  • оплата расходов на электроэнергию, поставляемую по нормативным ценам; 
  • перечисление прибыли в размере, который стороны согласовали при заключении контракта.

А вот что запрещено проводить по отдельному банковскому счету исполнителя гоз (ст. 8.4 275-ФЗ):
 

  • ссуды, займы, кредиты (возврат займов и кредитов, процентов по ним); 
  • выдачу денег физлицам (исключения: разрешено выплачивать зарплату, если работодатель одновременно платит налоги и страховые взносы с этой ЗП); 
  • операции по созданию уставного капитала других предприятий;
  • пожертвования и переводы на благотворительность; 
  • торговлю  и покупку иностранной валюты, драгметаллов, камней, драгоценных монет и другие операции.

После полного исполнения контракта по ГОЗ нужно закрыть лицевой счет (ч. 2 ст. 8.3 275-ФЗ). Заказчик отправляет в банк уведомление о выполнении контракта по гособоронзаказу. Банк, в свою очередь, прекращает обслуживание спецсчета и закрывает договор с исполнителем. 

Банковское сопровождение ГОЗ 

Обязательное условие государственного оборонного заказа - средства, выделенные госзаказчиком (Минобороны) на поставку товаров, работ, услуг по ГОЗ подлежат банковскому сопровождению. 

Банковское сопровождение гоз выражается в обеспечении уполномоченным банком (п. 11 ст. 3 275-ФЗ): 

  • мониторинга расчетов, контроля распоряжений о переводе денежных средств с использованием отдельного счета;
  • передачи Минобороны данных о расчетах по ГОЗ и об участниках таких расчетов;
  • предоставления сведений по отдельному счету (также других действий по нормам 275-ФЗ). 

Порядок банковского сопровождения гоз определяется 275-ФЗ и договором о банковском сопровождении с головным исполнителем или исполнителем из кооперации. 

Ответственность за нарушения по гособоронзаказу

За нарушения государственного оборонного заказа грозит дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность (ст. 15 275-ФЗ).

К дисциплинарной ответственности привлекают работодатели — по нормам ТК РФ и правилам внутреннего трудового распорядка. Самые высокие штрафы будут при административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность в государственном оборонном заказе 

Возбуждение и рассмотрение дел об административном правонарушении относится к компетенции федеральной службы по оборонному заказу ФАС (ч.1 ст. 14.55 и ч.1 ст. 23.82 КоАП).

  • Несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решений о способе и условиях определения поставщика (ч. 3, 4 ст. 7.29 КоАП РФ) - от 30 000 до 100 000 рублей для должностных лиц. 
  • Нарушения в определении НМЦК по государственному оборонному заказу (ст. 7.29.1 КоАП РФ) - от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц.
  • Отказ или уклонение поставщика от заключения контракта по ГОЗ (ст. 7.29.2 КоАП РФ).

    Должностное лицо штрафуют - от 30 000 до 50 000 рублей, организацию — от 300 000 до 1 000 000 рублей.
  • Неподачу предложения о цене на продукцию по ГОЗ и другой необходимой информации (ст. 14.6.1 КоАП РФ). 

    Должностное лицо - от 30 000 до 50 000 рублей, организация — от 300 000 до 500 000 рублей.
  • Совершение операций государственного оборонного заказа, которые на отдельном счете не допускаются (ст. 15.40 КоАП РФ) — от 100 000 до 1 000 000 рублей для должностного  лица уполномоченного банка. 
  • Неисполнение уполномоченным банком обязанностей по банковскому сопровождению ГОЗ (ст. 15.40.1 КоАП РФ) - от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц.
  • Воспрепятствование деятельности контролеров по ГОЗ (ст. 19.4.2 КоАП РФ). 

    Должностное лицо  - от 20 000 до 50 000 рублей, организация — от 300 000 до 500 000 рублей.
  • Непредоставление информации и документов, предоставление недостоверных сведений по ГОЗ контролерам (ст. 19.7.2 КоАП РФ). 

    Штраф для должностного лица — 15 000 рублей, для организации — от 100 000 до 500 000 рублей.
  • Ликвидацию / перепрофилирование головным исполнителем производственных мощностей по ГОЗ без согласования с заказчиком (ст. 14.55.1 КоАП РФ).

    Должностные лица -  от 30 000 до 50 000 рублей, организации — от 300 000 до 1 000 000 рублей.
  • Действия/бездействия, которые привели к необоснованному завышению цены на продукцию ГОЗ или неисполнению контракта (ч. 1 ст. 14.55.2 КоАП РФ). 

    Должностные лица - от 20 000 до 50 000 рублей, организации -  от 300 000 до 1 000 000 рублей.
  • Включение в себестоимость затрат, не связанных с ГОЗ (ч. 2 ст. 14.55.2 КоАП РФ).

    Должностные лица -  50 000 рублей, организации -  от 3 000 000 до 5 000 000 рублей.

Уголовная ответственность по государственному оборонному заказу 

За злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ, а также за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ (если нарушитель уже имеет административное наказание) предусмотрена ответственность по ст. 201.1, 201.3, 285.4, 285.6 УК РФ:

  • или штраф от 1 000 000 до 3 000 000 рублей (либо в размере зарплаты / другого дохода осужденного за 1-3 года) плюс лишение права на работу в определенной должности или определенной деятельности до 10 лет;
  • или лишение свободы на 4 — 8 лет плюс штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей или размере ЗП/других доходов за 3 — 4 года плюс лишение права на работу в определенной должности или определенной деятельности до 3 лет.


Предусмотрена ответственность за нарушение условий контракта по ГОЗ (ст. 201.2, 285.5 УК РФ):

  • или штраф от 1 000 000 до 3 000 000 рублей (либо в размере зарплаты / другого дохода осужденного за 1-3 года) плюс лишение права на работу в определенной должности или определенной деятельности до 10 лет;
  • или лишение свободы на 4 — 8 лет плюс штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей либо в размере ЗП/других доходов за 3 — 4 года плюс лишение права на работу в определенной должности или определенной деятельности до 3 лет.

Преступления по ст. 285.4 и 285.6 УК РФ квалифицируются, как преступления государственной власти и являются должностными. По данным статьям предусмотрено наказание для тех, кто осуществляет функцию представителя власти или руководителей госорганов, различных предприятий и организаций. 

Государственных и муниципальных служащих, которые не относятся к должностным лицам, по этим статьям не наказывают. 

Для участия в закупках в рамках государственного оборонного заказа, следует заранее изучить все особенности и сложности данного процесса. Довольно часто такое количество различных тонкостей  отпугивает потенциальных участников. 

Сфера ГОЗ несомненно имеет ряд существенных ограничений, но и предоставляет множество преимуществ, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

Побеждаем в закупках для вас!

Берем на себя: от поиска закупки до постконтрактного сопровождения в любой сфере деятельности. Вам всего лишь нужно рассказать о своих пожеланиях к контракту.

Победить в закупке 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ