Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ: алгоритм проведения в 2025 году

Открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ: алгоритм проведения в 2025 году

При осуществлении закупок заказчики применяют конкурентные способы определения исполнителей (поставщиков) или осуществляют закупки у единственного поставщика. К конкурентным способам (бывают открытыми и закрытыми), кроме аукциона и запроса котировок, относятся также конкурс (открытый конкурс в электронной форме), закрытый конкурс и закрытый конкурс в электронной форме (ст. 24 ч. ч. 1,2 44-ФЗ).
Что такое открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ

В нашей статье мы подробно расскажем об этой процедуре, этапах проведения конкурса по 44-ФЗ, а также о преимуществах и недостатках, которые должны знать начинающие специалисты, чтобы избежать ошибок.
 

Содержание

Что такое открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ

Открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ — это конкурентный способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается заказчиком путем размещения в Единой информационной системе (ЕИС) и на ЭТП извещения, а победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта.

В открытом электронном конкурсе сведения о госзакупке сообщаются неограниченному кругу лиц, и для всех участников устанавливаются единые требования. В отдельных случаях — дополнительные требования, а так же требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.

Побеждаем в закупках для вас!

Берем на себя: от поиска закупки до постконтрактного сопровождения в любой сфере деятельности. Вам всего лишь нужно рассказать о своих пожеланиях к контракту.

Победить в закупке 

Заказчики проводят и закрытые конкурсы, сведения о которых рассылают только определенным поставщикам и не публикуют в открытом доступе в ЕИС (например, для проведения тендеров с гостайной (ч. 13 ст. 24 44-ФЗ)).

Преимущества и недостатки открытого конкурса в электронном виде

Преимущества конкурса:

  • при выборе победителя помимо цены могут учитываться квалификация участника, его опыт, качественные и иные характеристики товара (работ, услуг);
  • отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.
Основным плюсом публичного конкурса является отсутствие ограничений по начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК).

К недостаткам можно отнести:

  • сложность, большой объем документов, многоэтапность, длительность процедуры по сравнению с другими способами определения поставщика;
  • большой риск возникновения претензий к заказчику и комиссии в связи с ошибками в ходе проведения конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры).

Короткого конкурса в электронной форме по 44‑ФЗ не бывает — это, пожалуй, главный минус данной процедуры.

В каких случаях нельзя проводить конкурс в электронном виде по 44-ФЗ

Закон устанавливает ряд ограничений для проведения конкурса.

Открытый конкурс не проводится, если:

  • заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика (ч. 11 ст. 24 44-ФЗ);
ВАЖНО: В случае осуществления закупок заказчиками из числа судов, закупок для обеспечения деятельности судей заказчик вправе применять закрытые конкурентные способы (ч. 12 ст. 24 44-ФЗ).
  • проводится закупка товаров (работ, услуг), включенных в аукционные перечни, которая (за исключением запроса котировок в электронной форме и закупки у единственного поставщика) может осуществляться только путем проведения электронного аукциона (ч. 6 ст. 24 44-ФЗ).

Аукционный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2013 №471-р «О Перечне товаров работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме».

Для проведения малых закупок или срочных тендеров, как правило, не выбирают электронный конкурс по 44 фз. Подобные процедуры проводят более простыми способами (аукцион, запрос котировок или у единственного поставщика).

Порядок проведения электронного конкурса по 44-ФЗ: пошаговая инструкция


Порядок проведения электронного конкурса по 44-ФЗ

Шаг 1. Размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в ЕИС. Оно размещается не менее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок (п. 1 ч. 3 ст. 42 44-ФЗ).

Конкурсная документация не обязательна, но заказчик может ее опубликовать, чтобы предоставить участникам больше информации о тендере.

Извещение об осуществлении закупки состоит из двух частей:

1. Информация в «структурированном виде» (ч. 1 ст. 42 44-ФЗ), формируется с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (информация о заказчике и самом заказе).

В извещение при помощи ЕИС вносят: идентификационный код закупки, способ определения поставщика, НМЦК, сроки и условия обеспечения заявки, контракта, гарантийных обязательств, сроки подачи и рассмотрения заявок и другое.

Извещение об открытом электронном конкурсе среди прочего включает:

  • критерии оценки заявок на конкурс;
  • величины значимости этих критериев;
  • даты окончания рассмотрения и оценки частей заявок;
  • информация о предоставлении преимущества по тендеру;
  • сроки подачи ценовых предложений и другие.

Здесь устанавливают и требования к участникам — единые по ч. 1 ст. 31 44‑ФЗ, дополнительные по ч. 2, 2.1 ст. 31 44-ФЗ, об отсутствии в РНП по ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ.

Заказчик вправе внести изменения в извещение, но не может скорректировать наименование объекта закупки и увеличить размер обеспечения заявок.

2. Информация и документы, сформированные заказчиком самостоятельно без использования ЕИС (информация не в «структурированном виде») - сведения и документы, приложенные к извещению.

В приложениях к извещению содержатся подробности по заказу: описание объекта закупки, объемы товаров, работ, услуг, требуемые характеристики, плановые сроки поставки, условия по гарантии и др.

Извещение содержит также предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 42 ч.1 п.24 44-ФЗ).

Критерии оценки заявок

Критерии оценки заявок заказчик прописывает в извещении, а порядок рассмотрения и оценки заявок — в отдельном файле, который прикладывает к извещению.

Для проведения конкурса заказчик обязан установить не менее двух критериев из этого списка, один из которых — это цена госконтракта (ч. 4 ст. 32 44-ФЗ):

  • цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Комиссия заказчика не может оценивать заявки по критериям, не установленным в документах закупки.

Величины значимости

Для каждого критерия оценки заказчик устанавливает величину значимости. Сумма величин значимости всех критериев — 100% (ч. 5 ст. 32 44-ФЗ). «Вес» дополнительных критериев не может быть больше веса основных.

Суммарный вес критериев «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт» должен быть не меньше 20% от общего веса всех критериев в закупке на:

  • исполнение, финансирование проката или показа национального фильма;
  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.

Если в закупке не используют критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт», то вес критерия «цена контракта» должен быть не меньше 20% общего веса всех критериев.

В случае не соблюдения заказчиком требований к критериям и их величинам, закупку признают недействительной по жалобе в ФАС со стороны любого участника тендера (ч. 9 ст. 32 44-ФЗ).

Шаг 2. Разъяснение условий извещения

Не торопитесь сразу составлять жалобу в ФАС, если вас не устроили условия извещения или какие‑ то положения кажутся некорректными. Сначала можно подать запрос на разъяснение извещения и документов тендера через электронную площадку, где проводится закупка (ч. 5 ст. 42 44-ФЗ).

Процедура разъяснения условий извещения изложена в ч. 5 ст. 42 44-ФЗ. Для получения разъяснения, участник должен подать соответствующий запрос через электронную торговую площадку, где проводится закупка.

Для одного извещения допускается до трех запросов от одного участника.

Запрос размещается не менее чем за три дня до того, как срок подачи заявок на электронный конкурс по 44-ФЗ будет завершен.

Со следующего дня после поступления запроса в течение двух дней заказчик обязан дать разъяснение поставщику. Ответ следует сформировать, заверить электронной подписью и разместить в ЕИС.

Заказчик не должен вносить в разъяснение данные участника. Достаточно описания предмета запроса, а разъяснения не должны изменять суть самого извещения.

Шаг 3. Подача заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ


Подача заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Как участвовать в открытом электронном конкурсе по 44-ФЗ?

После объявления о закупке или получения приглашения участники конкурса составляют заявку в соответствии с требованиями извещения и подают ее на ЭТП (п. 1 ч. 6 ст. 43, ч. 2 ст. 48 44-ФЗ).

Заявка на участие в закупке состоит из трех частей (ч. 1, 2 ст. 43, ч. 2 ст. 48 44‑ФЗ). Сроки подачи заявок, а также дата и время окончания указаны в извещении на конкурс в электронном виде по 44-ФЗ.

Участвовать и подавать заявки на конкурс имеют право только поставщики, зарегистрированные в ЕИС.

Каждая заявка на открытый электронный конкурс подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) и направляется оператору электронной торговой площадки.

Если в извещении прописано требование об обеспечении заявки, следует внести деньги на спецсчет или оформить независимую гарантию. Способ обеспечения выбирает сам участник (п. 1 ст. 44 44-ФЗ).

При корректном оформлении заявки поставщик получит уведомление от оператора ЭТП о присвоении идентификационного номера или же, наоборот, об ее возврате за нарушения. Причины отклонения заявки также указываются в сообщении (п. п. 5, 8 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ).

Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронном виде по 44-ФЗ

Что должна содержать первая часть заявки на участие в открытом конкурсе:

  • Предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 44-ФЗ. Участник указывает функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные параметры объекта закупки.

Если в заявке отсутствует одно из вышеуказанных предложений, участника должны допустить к тендеру, но он получит минимальное количество баллов (подп. «г» п. 2 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ). Отказать в заявке в таком случае не могут.

  • Информация и документы о товаре (в. т. ч. тех, что нужны для выполнения работ, услуг): наименование страны происхождения товара, количество поставляемого товара, наличие товарного знака.

При необходимости указывается дополнительная информация: изображения товара, чертежи и другие документы (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 43 44-ФЗ).

Первая часть заявки не формируется, если заказчик не устанавливал критерии оценки заявок для конкурса в электронном виде по 44‑ФЗ или же включил в описание объекта закупки проектную документацию или смету на капремонт (п. 1 ч. 19 ст. 48 44‑ФЗ).

Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронном виде по 44-ФЗ

Вторая часть заявки состоит из:

  • Решение о согласии на совершение или об одобрении крупной сделки (при указании в уставных документах).
  • Декларация о соответствии участника установленным требованиям.
  • Информация об участнике, в т. ч. реквизиты счета.
  • Документы с подтверждением квалификации участника (при необходимости). Отсутствие таких документов — не основание для отклонения заявки.
  • Документы, подтверждающие характеристики товара, его качество и страну происхождения.
  • Документы с подтверждением соответствия национальному режиму (при отказе участником предоставлять сведения, будет считаться, что он предлагает иностранные товары, работы, услуги).
  • Разрешения, лицензии и другие документы, которые подтверждают право заниматься деятельностью, связанной с объектом закупки.

Если у участника отсутствовали критерии оценки, а также в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства электронный конкурс проводится в определенном порядке.

Заявка должна состоять из второй и третьей частей.

Тогда во вторую часть заявки на конкурс в электронной форме дополнительно включают (п. 1 ч. 19 ст. 48 44‑ФЗ):

  • наименование страны — изготовителя товара (по ОКСМ).
  • характеристики товара, товарный знак (при наличии). Если в описании объекта закупки есть проектная документация или смета, такая информация не указывается.

Кроме указанной информации, в заявку автоматически «подтягиваются» сведения из личного кабинета ЕРУЗ.

Устав, приказы о назначении директора, декларации о принадлежности участника к СМП и СОНКО, организации инвалидов или предприятия УИС прикладывать к заявке на конкурс не нужно.

Третья часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронном виде по 44-ФЗ

Третья часть заявки — это цена, за которую участник готов поставить товар, выполнить работу или оказать услугу.

В процессе проведения электронного конкурса по 44-ФЗ (если время на подачу заявок не истекло), участник может улучшить свое предложение из третьей части.

Такое предложение не должно быть нулевым и не должно совпадать или превышать предыдущее предложение. Если участник укажет цену ниже 0, ее будут считать платой за заключение контракта (ч. 8 ст. 48 44-ФЗ).

А какие существуют варианты, если поставщик передумал участвовать в конкурсе?

Он может смело отозвать свою заявку в любой момент до окончания срока подачи заявок (ч. 9 ст. 43 44‑ФЗ). Отзыв заявки возможен и после подведения итогов конкурса, но только если предложение не вошло в тройку лучших и его не отклонили в ходе торгов.

Шаг 4. Рассмотрение первых частей заявок на электронный конкурс по 44-ФЗ

Порядок проведения конкурса в электронной форме по 44-ФЗ обязывает членов закупочной комиссии заказчика рассматривать и оценивать первые части заявок в течение 2 рабочих дней с момента окончания их подачи (ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Подача заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

После окончания приема заявок комиссия:

  • рассматривает первые части, полученные от ЭТП;
  • решает, соответствуют ли они требованиям извещения —принимают или отклоняют;
  • оценивает потенциальных поставщиков по критериям «расходы на эксплуатацию и ремонт», «квалификация» и «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», если они предусмотрены извещением.

Комиссия рассматривает заявки и принимает решение в срок, указанный в извещении. Проведение открытого конкурса в электронном виде по 44-ФЗ допускает отказ потенциальным исполнителям в участии по ч. 5 ст. 48 44-ФЗ.

Причины отклонения заявки:

  • Непредоставление сведений и документов, необходимых для участия в конкурсе в электронной форме на основании положений 44-ФЗ, несоответствие предоставленного запроса условиям и требованиям, предъявляемым организацией-заказчиком к первым частям предложений (п. 1 ч. 5 ст. 48 44-ФЗ).
  • Предоставление недостоверных или не соответствующих извещению сведений (п. 3 ч. 5 ст. 48 44-ФЗ).
  • Указание конкретных данных о потенциальном поставщике, подавшем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении (п. 2 ч. 5 ст. 48 44-ФЗ).

Заказчик формирует на ЭТП протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок и направляет его участникам конкурса.

Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать (ч. 6 ст. 48 44-ФЗ):

  • дату рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
  • информацию о принятом решении о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
  • присвоенные значения по каждому критерию оценки;
  • информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок.

Протокол подписывают УКЭП всех членов комиссии и заказчика. Внесение изменений или отмена такого протокола невозможна (письмо Минфина от 09.06.2022 № 24‑07‑07/54924).

Шаг 5. Подача ценовых предложений о снижении цены контракта

Участники, заявки которых прошли первый этап отбора электронного конкурса, могут подать одно новое ценовое предложение о снижении цены контракта. Оператор уведомляет участников о лучшем ценовом предложении на данный момент, поэтому поставщик может успеть снизить цену еще больше, если посчитает это наиболее выгодным условием.

Ценовые предложения от участников принимают только в течение 1 часа. Точную дату и время подачи предложений можно посмотреть в извещении (п. 23 ч. 1 ст. 42, п. 4 ч. 7 ст. 48 44-ФЗ).

Новое ценовое предложение не должно равняться нулю, совпадать с указанным в заявке или превышать его. Если поставщик не направил предложение о цене, то комиссия на следующем этапе будет рассматривать цену из третьей части его заявки.

Если заказчик не установил критерии оценки или в описании объекта закупки есть проектная документация или смета, ценовые предложения не подают (ч. 19 ст. 18 44-ФЗ).
Подача ценовых предложений

Шаг 6. Рассмотрение вторых частей заявок на электронном конкурсе по 44-ФЗ

Пройдя первый этапа электронного конкурса по 44‑ФЗ, оператор передает заказчику вторые части заявок, информацию и документы (п. п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 44‑ФЗ). Комиссия изучает и анализирует их в течение 2 рабочих дней (ч. 11 ст. 48 44-ФЗ).

Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать (ч. 13 ст. 48 44-ФЗ):

  • дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
  • информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения;
  • присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию;
  • информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
  • информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не состоявшимся (в конкретных случаях).

При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях (ч. 12 ст.48 44-ФЗ):

  • не предоставляет или предоставляет недостоверные сведения и документы;
  • не соответствует требованиям, прописанным заказчиком в извещении о закупке;
  • не представляет заказчику документы в тех случаях, когда в документации указывается запрет на основании ст. 14 44-ФЗ;
  • закупка проходит с нацрежимом, и участник попал под запрет (не предоставил подтверждающие документы);
  • заказчик закупает ТРУ из перечня Правительства РФ, а участник закупки относится к организациям из недружественных стран (ч. 4 ст. 2 127-ФЗ);
  • заказчик не принял независимую гарантию;
  • выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
  • участник закупки не соответствует единым требованиям по ч. 1 ст. 31 или дополнительным — по ч. 1.1, 2 и 2.1 ст. 31;
  • участник не предоставил информацию и документы, которые необходимо было предоставить во второй части.

Шаг 7. Подведение итогов открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ

Тендер завершается после публикации протокола подведения итогов. Комиссия заказчика проводит подведение итогов открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ на следующий день после получения от оператора ЭП окончательных предложений от участников процедуры.

Победителем открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ становится участник, который набрал больше баллов, а его заявке присвоили первый номер. Если несколько участников подали одинаковые цены, то лучшим считают предложение, которое поступило раньше — оно получает меньший порядковый номер.

Заказчик формирует на ЭТП протокол подведения итогов, который подписывают все члены комиссии и сам заказчик с помощью УКЭП.

В протоколе указывают, кто из участников соответствует условиям тендера, какие значения и порядковые номера комиссия присвоила по критериям оценки заявок, и кто победил в электронном конкурсе (ч. 17 ст. 48 44-ФЗ).

Протокол направляют участникам через оператора ЭТП, а затем публикуют в ЕИС.

Шаг 8. Запрос на разъяснение результатов конкурса

Участник имеет право направить заказчику запрос на разъяснение результатов конкурса по своей заявке, если он не согласен.

Запрос будет принят ЭТП после размещения итогового протокола, но не позднее даты заключения контракта. Заказчик должен дать разъяснение в течение двух рабочих дней после получения запроса от поставщика. Ответ будет сформирован оператором торговой площадки (ч. 18 ст. 48 44-ФЗ).

Шаг 9. Заключение контракта с победителем

Контракт с победителем заключают не ранее чем через 10 дней после размещения итогового протокола по конкурсу в электронном виде по 44-ФЗ (ч. 1 ст. 51 44‑ФЗ). Это время необходимо, чтобы было время оспорить результаты закупки, если у других участников есть на это причины.
Заключение контракта с победителем

Стандартная процедура заключения контракта по результатам конкурса по 44‑ФЗ включает в себя следующие этапы:

  1. Отправка заказчиком проекта контракта на электронную площадку — в течение 2 рабочих дней с момента публикации протокола.
  2. Проверка проекта участником. При правильном оформлении поставщик подгружает на ЭТП документ с подтверждением того, что обеспечение исполнения контракта внесено (если заказчик требует обеспечить обязательства).
  3. Подписание поставщиком контракта УКЭП, публикация на электронной площадке и в ЕИС (с подтверждением обеспечения). Таким образом, он подтверждает отправку контракта заказчику. В распоряжении победителя 5 рабочих дней со следующего дня после получения проекта от заказчика.

После подписания контракта заказчиком и размещения в ЕИС и на электронной торговой площадке, поставщик получит уведомление от оператора ЭТП.

С этого момента контракт признается заключенным.

Открытый конкурс, сроки проведения электронного конкурса по 44-ФЗ и составления соответствующей документации требуют большой ответственности.

Если у вашей организации недостаточно опыта проведения подобных мероприятий, то советуем обратиться за помощью к нашим консультантам, которые ответят на все возникающие вопросы и избавят вас от потенциальных проблем с проведением данной процедуры.

Получите новый контракт!

Сопровождение подписи, аккредитация, подбор закупок, анализ документации, прогноз победы, участие и постконтрактное сопровождение - сразу 5 специалистов работают вместе с вами. Просто делегируйте все тендерные процессы нам.

Получить контракт 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ