Приказ Минфина № 126н от 04.06.2018 г. «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» действует в сфере контрактного законодательства и устанавливает условия допуска зарубежных товаров к участию в госзакупках. Это помогает поддержать отечественную продукцию.
В пункте 2 НПА, а также в п. 1 Письма Министерства Финансов сказано, что условия допуска нельзя применять:
Приведем пример.
По результатам проведения котировок в электронном формате было выявлено два поставщика томатов, соответствующих установленным требованиям:
Члены комиссии заказчика рассмотрели вторую заявку, учитывая понижение цены на 15%. В результате получился такой расчет: 50 000-15% = 42 500 рублей (против 45 000 рублей участника из Китая).
В результате победителем стал участник из Казахстана. С ним был подписан контракт по цене, обозначенной в предложении (50 000 рублей).
По приказу Минфина № 126н о преференциях российским товарам по аналогичной схеме цена снижается на 20%, если продукция входит в список, указанный в Приложении № 2 и закупается в рамках национальных проектов или государственных программ.
Приведем пример.
Участники аукциона предложили разные цены на фарфоровую посуду:
Предложения прошли проверку на соответствие положениям документации. В результате выиграл второй участник. Ему была предоставлена преференция. В итоге: 100 000 рублей - 15% = 85 000 рублей. По этой цене и подписали контракт.
Случай | Разъяснения по применению положений Приказа № 126н | Законодательное регулирование |
Закупка с неопределенным объемом | Положения Приказа применяются к сумме цен единиц товара, предложенных участником. | Письмо Министерства финансов РФ от 23.03.20 № 24-01-08/22598 |
Тендер на закупку лекарств | В п. 1 Постановления Правительства РФ (ПП) от 30.11.15 года «№ 1289 сказано, что заказчик отклоняет любую заявку, в которой предлагается поставка лекарств, включенных в перечень ЖНВЛП, изготовленных заграницей (за исключением стран ЕАЭС). При этом условия такие: участвует не меньше двух заявок, соответствующих требованиям извещения, документации о закупке и п. 1 Постановления Правительства РФ № 1289. | Письмо Министерства финансов РФ от 18.01.19 № 24-01-07/2281 |
Перечень необходимых документов по Приказу № 126н | Министерство финансов РФ поясняет, что требования о предоставлении конкретного документа, в качестве декларации о стране происхождения товара, нет. Следовательно, прикреплять к документам о показателях поставляемого товара ничего не нужно. Для декларирования товаров достаточно указать страну их происхождения в заявке на участие. | Письмо Министерства финансов РФ от 18.01.19 № 24-01-07/2281 |
Описание ситуации:
Заказчик опубликовал запрос котировок в электронном формате на закупку медицинских средств. Было подано две заявки на поставку товаров с идентичным товарным знаком.
Победитель закупки обозначил в качестве страны происхождения «Россию», а 2-ой участник — «Японию». В регистрационном удостоверении продукции числилась как из «Японии».
Проигравший участник подал жалобу в Управление ФАС о том, что победителю была незаконно предоставлена преференция. Управление ФАС проверила информацию, и выяснила, что победитель предоставил ложные данные по поводу страны происхождения товара.
Хотя предоставлять регистрационные удостоверения вместе с заявкой было не нужно, члены котировочной комиссии обязаны были засомневаться в достоверности данных о месте происхождения медицинской продукции. Заявку победившего участника нужно было отклонить из-за неправдивости сведений. Применять Приказ № 126н также было нельзя.
Управление ФАС выдала предписание, направленное на устранение нарушений при рассмотрении заявок участников. Также антимонопольная служба обязала котировочную комиссию решить вопрос о привлечении недобросовестного участника к ответственности по ст. 7.30 КоАП РФ (ч. 6).
Описание ситуации:
Заказчик запустил аукцион (в электронном формате) по закупке автошин. Условия допуска были определены согласно Приказу № 126н.
При проведении аукциона участники подали 3 заявки. В 1-ой из них оказался товар из РФ, во 2-ой — из Китая, а в 3-ей — смешанная продукция из РФ, Китая, Японии.
Выиграл участник, задекларировавший товар из Китая. Заказчик отправил ему проект контракта, где указал цену, уменьшенную на 15% от цены, заявленной победителем. Участник из Китая возразил против снижения цены и подал жалобу в Управление ФАС.
Комиссия Управления рассмотрела ситуацию и заявила, что заказчик законно понизил цену на основе п. 1.3 Приказа № 126н, поскольку в закупке принимала участие одна заявка с товаром российского производства. Однако по результатам проверки комиссия выявила, что в протоколе рассмотрения заявок на участие не содержались сведения о том, есть ли в заявках участников закупки предложения по поставке зарубежных товаров. Это могло стать причиной заблуждения лиц, участвующих в аукционе.
Получается, что аукционной комиссией были нарушены нормы ст. 67 ФЗ № 44-Фз (п. 4 ч. 6). За это предусматривается ответственность по ст. 7.30 КоАП РФ (ч. 2.1).
Описание ситуации:
Заказчик запустил аукцион (в электронном формате) по закупке автошин на основании Приказа № 126н. Участники подали несколько заявок с продукцией из Китая, однако одна заявка оказалась из России (по сведениям в первой части заявки).
Участник с товаром из России не представил документы, доказывающие отечественное происхождение продукции. Победителем стал участник, предложивший в заявке поставить товар из Китая.
Заказчик отправил ему проект контракта, в котором указал цену, предложенную на аукционе самим победителем. После этого он принял решение применить нормы Приказа № 126н и направил в Управление ФАС письмо, в котором заявил о том, что условия допуска не использовались.
По результатам проверки комиссия Управления выдала заказчику предписание отравить победителю проект контракта еще раз, но с ценой, уменьшенной на 15%. Победитель выразил несогласие и сказал, что шины, нужные заказчику, не изготавливают в РФ, а участник, заявивший отечественное происхождение продукции, предоставил ложные данные.
Управление ФАС и заказчик не учли заявление победителя аукциона. Заказчик выполнил предписание антимонопольной службы, то есть, применил нормы Приказа № 126н и отправил победителю контракт с ценой, пониженной на 15%.
Победитель обратился в судебный орган для отмены предписания. Судья принял его правовую позицию и отменил предписание антимонопольной службы, поскольку контракт в данной ситуации нужно подписывать по цене, которая была предложена победителем, не понижая ее на 15%.
Управление ФАС обжаловала решение суда 1-ой инстанции, но апелляционный суд встал на сторону победителя закупки. Решение антимонопольной службы по итогу было отменено.
Описание ситуации:
Заказчик запустил аукцион (в электронном виде) по закупке радиоэлектронных товаров, входящих в ЕРРРП. К участию в закупке был ограничен допуск иностранной продукции (основание — Постановление Правительства РФ № 878), а также условия допуска по Приказу № 126н.
В закупке числилось 3 участника. Один задекларировал в 1-ой части заявки страну происхождения товара РФ, а остальные (в частности, победитель) — зарубежные государства.
Участник с российской продукцией не предоставил сведения о ее указании в реестре. Заявки по Постановлению Правительства РФ № 878 комиссией аукциона отклонены не были.
Заказчик отправил победителю проект контракта, в котором была указана цена, уменьшенная на 15% от цены, заявленной победителем на аукционе. Победитель возразил и направил жалобу в Управление ФАС.
Антимонопольный орган встал на сторону заказчика, признав законным направление контракта победителя с ценой, пониженной на 15%.
На практике бывает и противоположный подход, в котором при установлении страны происхождения продукции для целей Приказа Минфина № 126н надо учитывать определенную по ПП № 878 страну происхождения.
Ситуация:
Заказчик запустил электронных аукцион для закупки изделий медицинского назначения. Были определены ограничения допуска зарубежной продукции согласно ПП РФ от 05.02.15 года № 102, а также условия допуска по Приказу № 126н.
В аукционе принимали участие четыре заявки. Комиссия установила, что три из них удовлетворяют требованиям закона и документации. В 1-ых частях заявок была прописана страна происхождения продукции — РФ, ко 2-ым частям — приложены сертификаты о происхождении товаров по форме СТ-1. Заявки участников по Постановлению Правительства РФ № 102 не отклонялись.
Участник закупки пожаловался в Управление ФАС, что аукционная комиссия незаконно признала заявку победителя удовлетворяющей требованиям. Однако антимонопольная служба нарушений по рассмотрению заявок комиссией не выявила. Единственное, что ФАС обнаружила, что направляя итоговый проект контракта победителю, заказчик поменял страну происхождения на Китай. Видимо, это произошло потому, что победитель сформировал протокол разногласий к проекту контракта, в котором исправил страну происхождения товара, а заказчик принял это изменение.
Такая ситуация противоречит положениям п. 1.7, отнесенного к Приказу № 126н, а также ФЗ № 44-ФЗ (ч. 10 ст. 83.2). В результате было признано, что заказчик нарушил ч. 10 с. 83.2 ФЗ № 44-ФЗ, а в отношении должностного лица возбудили административное дело по ст. 7.32 КоАП РФ (ч. 1). Было вынесено предписание устранить нарушение.
Применение Приказа № 126н имеет массу нюансов. Следует опираться не только на его положения, но и другие нормативные документы. Речь идет о различных Постановлениях Правительства, 44 ФЗ.
Стоит отметить, что даже в официальной правоприменительной практике порой встречаются разногласия. Пожалуй, обеспечить единообразное применение правовых норм могут только разъяснения ведомств и судебная практика.
bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |