Правила нацрежима четко прослеживаются в ПП РФ № 616 от 30 апреля 2020 года. Расскажем, что это за режим, как проходят торги с его применением и что требуется, чтобы доказать страну происхождения продукции. Также разъясним положения ПП № 616 с последними изменениями, которые нужно учитывать в закупочных процедурах с нацрежимом.
Нацрежим — это специальный порядок торгов, предполагающий применение некоторых ограничений, запретов, а также условий допуска для поставщиков с зарубежной продукцией.
Национальный режим используют, чтобы:
Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.
Получить консультациюГлавные особенности применения нацрежима при осуществлении закупок оговариваются в ст. 14 ФЗ № 44, однако закупку некоторых видов продукции регулируют нормативно-правовые акты. О них речь пойдет дальше.
Страну признают местом происхождения продукции в одном из указанных случаев:
Поставщики, направляющие заявку на участие в торгах, должны указать страну происхождения товара согласно ОКСМ. Причем, прописать «родину» продукции нужно строго в соответствии с классификатором.
Нацрежим в госзакупках сейчас используют, применяя следующие инструменты:
Полный запрет на приобретение зарубежных товаров
- промышленных товаров для военных и гос. нужд согласно ПП616;Ограничение допуска зарубежных товаров
- промышленной продукции (Постановление Правительства РФ № 617);Допуск импортных товаров с условиями
Здесь действует приказ Министерства финансов РФ № 126н.Рассмотрим, как он действует на практике, подробнее.
ПП № 616 ссылается на перечень импортных товаров, которые запрещено закупать в ходе конкурентных торгов и закупок у одного единственного поставщика, если в пределах стран ЕАЭС производят аналогичные товары, а сведения о них содержатся в реестре Минпромторга либо Евразийском реестре промтоваров.
При этом важно, чтобы отечественный товар был произведен из российского сырья и материалов. Запрет по ПП № 616 действует не только на продукцию, но и товары для производства работ и предоставления услуг, предназначенных для нужд обороны и безопасности РФ.
Правила, установленные ПП № 616, действуют и на конкурентные тендеры, и на закупочные процедуры у единственного поставщика. Однако ситуации, когда они не действуют, тоже есть. Они следующие:
Поскольку на приобретение заказчиками определенных импортных товаров действует запрет, поставщик должен подтвердить страну происхождения предложенной продукции.
Для этого ему нужно приложить к заявке:
Для этого нужно посмотреть закупочную документацию. Заказчик обязан прописать в извещении:
Расскажем о некоторых правовых нюансах, которые нужно учитывать.
Если покупаемый товар указан в перечне ПП РФ № 616, то запрет на допуск зарубежной продукции не действует в случаях-исключениях, указанных в п. 3 ПП РФ № 616.
Поясним подробнее:
Если нужного товара нет в реестре, то делать запрет на допуск нельзя. Однако заказчику нужно получить разрешение на закупку зарубежного товара в Минпромторге.
По общему правилу, заявки от поставщиков с предложением купить иностранные товары, попадающие под запрет ПП РФ № 616, заказчик должен отклонить. Однако иногда необходимый товар не изготавливают ни в РФ, ни в странах ЕАЭС. И вот тогда заказчик вправе его закупить, но только получив разрешение в Минпромторге.
Подать заявку заказчик может через ГИСП. При этом получением разрешения может заниматься уполномоченное лицо заказчика, например, специалист по проведению тендеров или другой сотрудник компании.
В заявке следует указать:
Отметим, что если заказчик проводит торги по одному из указанных проектов, то заявку на одну позицию он вправе подать только один раз в год.
Если заказчик планирует закупить несколько зарубежных товаров, то он должен получить разрешительный документ на каждый из них. Направить одну заявку сразу на несколько товаров не получится. Придется готовить несколько обращений.
По аналогии с участием поставщиков в закупках, заказчику нужно подписать заявку УКЭП, а затем — направить на рассмотрение.
Порядок принятия решения по заявке обычно следующий:
При проведении закупочной процедуры заказчику важно правильно указывать код ОКПД-2, поскольку некорректный выбор кода может привести, в частности, к неправильном применению запрета на допуск, регламентированному ПП РФ № 616.
Для понимания приведем пример из практики:
Решение УФАС по Санкт-Петербургу от 12.07.2021 года № 44-3404/21
Заказчик проводил онлайн аукцион на закупку респираторов. В закупочной документации он указал код ОКПД-2 — 32.99.11.140 «Одежда защитная огнестойкая».
Этот код содержится в перечне ПП РФ № 616, поэтому заказчик прописал в закупочных документах запрет на допуск зарубежной продукции на основании ПП РФ № 616.
Заявитель обратился в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой на нелегальное установление запрета на допуск зарубежных товаров по ПП РФ № 616. Комиссия УФАС рассмотрела обращение и провела внеплановую проверку, по итогам которой указала, что выбор кода не должен осуществляться для изменения способа выбора поставщика. Проще говоря, выбор кода товара не должен ущемлять поставщиков в праве участвовать в закупке без определенных на то оснований, установленных законом.
В ОКПД-2 есть позиция 32.99.11.120 «Респираторы», которая должна применяться к проблемной товарной позиции. Запрет на допуск, указанный в ПП РФ № 616, относительно нее не действует. Получается, что неправильный выбор кода продукции по ОКПД-2 привело к тому, что заказчик необоснованно указал в закупочной документации запрет на поставку импортных товаров, регламентированный ПП РФ № 616.
По этой причине комиссия УФАС выявила в действиях заказчика несоблюдение норм ч. 3 ст. 14 ФЗ № 44 и выдала ему предписание. В отношении должностного лица заказчика решался вопрос о применении мер административного наказания.
Нельзя устанавливать запрет на допуск иностранных товаров, указанный в ПП РФ № 616, в отношении товаров с разными ОКПД-2, если суммарная стоимость каждого из них составляет меньше 1 000 000 рублей.
Данное правило предусмотрено пп. б п. 3 ПП РФ № 616. То есть, вправе покупать импортные товары, которые стоят меньше 300 000 рублей за одну единицу и не более 1 000 000 рублей за весь объем поставки. Исключение распространяется на товары, указанные в п. 28, 50, 142, 145, 147 перечня, прилагаемого к ПП РФ № 616.
На практике бывают ситуации, когда заказчики незаконно устанавливают запрет на допуск товаров, изготовленных за рубежом, указанных в ПП РФ № 616, но имеющих разные ОКПД-2. При этом общая цена товаров каждой группы классификатора составляет меньше 1 000 000 рублей.
Допустим, заказчик проводит онлайн аукцион на право подписания контракта на поставку материалов для хозяйственных нужд. При этом закупается сразу несколько категорий продукции, имеющей разные коды ОКПД-2: материалы лакокрасочные и аналогичные для нанесения покрытий, герметики, полиграфические краски и мастики. При этом стоимость каждой позиции в сумме составляет не свыше 1 000 000 рублей.
В таком случае, при закупке товаров в пределах одного кода ОКПД-2 суммарной стоимостью меньше 1 000 000 рублей, законодательный запрет на допуск не применяется. При этом важно, чтобы стоимость одной единицы по ПП РФ № 616 была не более 300 000 рублей согласно свежей редакции (ранее этот лимит составлял 100 000 рублей).
Такие выводы следуют из судебной практики, к примеру, Решения Новгородского УФАС России от 04.06.2021 г. № 56.
Если заказчик законно не указывает запрет на допуск при проведении торгов в документации, то он не вправе признавать участника закупки не соответствующего нормам статьи 14 ФЗ № 44 только потому, что в составе его заявки нет информации о наличии товаров в реестре промышленной продукции, произведенной в РФ, либо информации о наличии таких товаров в реестре евразийской промышленной продукции.
Рассмотрим пример из судебной практики:
Решение Новосибирского УФАС России от 30.11.2020 г. № 054/06/69-2293/2020
Заказчик разместил заказ на закупку бумаги для офисной техники (код данной позиции —17.12.14.129-00000025). Этот товар находится в перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (кроме государств-членов ЕАЭС), утвержденном ПП РФ № 616, в отношении которых действует запрет на допуск импортных товаров для гос- и муниципальных нужд. Исключение составляют случаи, когда совокупная стоимость товаров составляет меньше 1 000 000 рублей. В этом случае запрет на допуск не используется (пп. б п. 3 ПП РФ № 616).
Так как общая стоимость товаров была 278 000 рублей, заказчик правомерно не установил запрет на допуск, однако признал заявки участников не соответствующими требованиями статьи 14 ФЗ № 44, так как они не предоставили в составе вторых частей заявок информацию о наличии товара в реестре промышленной продукции, изготовленной на территории РФ, либо данные о включении такой продукции в реестр евразийской промышленной продукции.
Новосибирское УФАС выразило мнение, что отклонение заявок участников аукционной комиссией заказчика по данному основанию незаконно, поскольку в закупочной документации не было требований о необходимости предоставления указанной информации. Кроме того, поскольку общая стоимость товаров была менее 1 000 000 рублей, действовали исключения, указанные в пп. б п. 3 ПП РФ № 616.
Приведем основные выводы:
К сожалению, применение ПП РФ № 616 нередко оборачивается ошибками в сфере госзакупок, в том числе, приводящими к наложению мер административной ответственности на должностное лицо заказчика. Чтобы избежать их, важно разбираться во всех правовых нюансах.
Заходите на наш сайт-агрегатор и выбирайте интересные закупки. Отслеживайте сроки, просматривайте статистику по заказчикам и подавайте заявки быстрее конкурентов. Если у вас появятся вопросы, в том числе, по применению запрета на допуск иностранных товаров, то наши специалисты на них ответят.
В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.
Получить доступЕсли вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.
bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |