Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Особенности нацрежима и применения Постановления Правительства РФ № 616

Особенности нацрежима и применения Постановления Правительства РФ № 616

Правила нацрежима четко прослеживаются в ПП РФ № 616 от 30 апреля 2020 года. Расскажем, что это за режим, как проходят торги с его применением и что требуется, чтобы доказать страну происхождения продукции. Также разъясним положения ПП № 616 с последними изменениями, которые нужно учитывать в закупочных процедурах с нацрежимом.

Содержание

Что такое нацрежим

Нацрежим — это специальный порядок торгов, предполагающий применение некоторых ограничений, запретов, а также условий допуска для поставщиков с зарубежной продукцией.
Национальный режим используют, чтобы:

Получите консультацию по участию в закупках!

Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.

Получить консультацию 

  • поставщики из РФ из государств ЕАЭС чаще получали контракты на госзакупках;
  • можно было беспрепятственно обеспечить оборону России и ее безопасности;
  • внутренний рынок Российской Федерации был защищен;
  • нац. экономика хорошо развивалась;
  • поддержать отечественных изготовителей товаров.

Главные особенности применения нацрежима при осуществлении закупок оговариваются в ст. 14 ФЗ № 44, однако закупку некоторых видов продукции регулируют нормативно-правовые акты. О них речь пойдет дальше.
Страну признают местом происхождения продукции в одном из указанных случаев:

  • продукция изготовлена в данной стране;
  • товар был подвергнут в этом государстве переработке, достаточной с точки зрения таможенного законодательства.

Поставщики, направляющие заявку на участие в торгах, должны указать страну происхождения товара согласно ОКСМ. Причем, прописать «родину» продукции нужно строго в соответствии с классификатором. 

Нацрежим в госзакупках сейчас используют, применяя следующие инструменты:

  1. Полный запрет на приобретение зарубежных товаров

    - промышленных товаров для военных и гос. нужд согласно ПП616;
    - ПО, аналоги которого представлены в реестре российских программ (ПП РФ № 1236).

    Иностранным считается любой товар, изготовленный вне ЕАЭС.
    Если на приобретение импортной продукции установлен запрет, то заказчик не сможет ее закупить. То есть, заявку поставщика, предлагающего импортные товары, отклонят.
  2. Ограничение допуска зарубежных товаров

    - промышленной продукции (Постановление Правительства РФ № 617);
    - радиоэлектронных товаров (Постановление Правительства РФ № 878);
    - изделий медицинского назначения (Постановление Правительства РФ № 102);
    - пищевых продуктов (Постановление Правительства РФ № 832);
    - лекарственных средств (Постановление Правительства РФ № 1289).

    Ограничение допуска позволяет заказчику закупать перечисленные зарубежные товары, но только придерживаясь некоторых правил.
  3. Допуск импортных товаров с условиями

    Здесь действует приказ Министерства финансов РФ № 126н.

    Согласно условиям допуска, поставщикам товаров из государств ЕАЭС при осуществлении закупок предоставляются определенные преференции. Так заказчик вправе проставить по их заявкам наибольшие баллы и установить преимущества при участии в торгах.

Полный запрет на допуск зарубежных товаров по ПП РФ № 615

Рассмотрим, как он действует на практике, подробнее.

Как реализуется запрет

ПП № 616 ссылается на перечень импортных товаров, которые запрещено закупать в ходе конкурентных торгов и закупок у одного единственного поставщика, если в пределах стран ЕАЭС производят аналогичные товары, а сведения о них содержатся в реестре Минпромторга либо Евразийском реестре промтоваров.
При этом важно, чтобы отечественный товар был произведен из российского сырья и материалов. Запрет по ПП № 616 действует не только на продукцию, но и товары для производства работ и предоставления услуг, предназначенных для нужд обороны и безопасности РФ.

Когда действует запрет по ПП № 616

Правила, установленные ПП № 616, действуют и на конкурентные тендеры, и на закупочные процедуры у единственного поставщика. Однако ситуации, когда они не действуют, тоже есть. Они следующие:

  • на территории РФ данный товар не изготавливают, а Минпромторг позволил закупать зарубежную продукцию, то есть, выдал специальное разрешение;
  • заказчик планирует покупать товары, которые не входят в перечень ПП РФ № 616;
  • одна единица товара стоит не свыше 300 000 рублей, а все товары в сумме обойдутся заказчику меньше, чем в 1 000 000 рублей;
  • нужно закупить товары либо комплектующие к используемым приборам, не совместимые с деталями, которые выпускаются под иными товарными знаками;
  • продукцию закупает Федеральная служба охраны (ФСО) РФ для нужд охранной деятельности;
  • МВД РФ, либо ФСИН РФ закупает средства транспорта для обеспечения безопасности объектов гос. охраны, а также реализации оперативных мероприятий поиска;
  • заказчик закупает товары, необходимые для оказания срочной врачебной помощи, для предотвращения и (или) устранения ЧС, в целях проведения СВО, мобилизации, действий на местности с военным положением;
  • госорганы и определенные ведомства закупают некоторую продукцию из списка ПП РФ № 616.

Как подтвердить происхождение товара

Поскольку на приобретение заказчиками определенных импортных товаров действует запрет, поставщик должен подтвердить страну происхождения предложенной продукции.
Для этого ему нужно приложить к заявке:

  • если продукция изготовлена в РФ, то декларацию с порядковым номером записи из реестра Минпромторга; 
  • если товар произведен в ЕАЭС, то декларацию с номером записи из Евразийского реестра промышленных товаров;
  • сумму баллов за выполнение технологических операций, если это установлено нормами ПП № 719, либо решением Совета ЕАЭК № 105.

Как узнать, что в закупке применяется нацрежим

Для этого нужно посмотреть закупочную документацию. Заказчик обязан прописать в извещении:

  • данные о том, что при выборе поставщика для исполнения контракта применяется статья 14 ФЗ № 44;
  • нормативно-правовой акт, согласно которому применяются условия нацрежима, к примеру, ПП РФ № 616.

Особенности применения ПП РФ № 616

Расскажем о некоторых правовых нюансах, которые нужно учитывать.
 

Если покупаемый товар указан в перечне ПП РФ № 616, то запрет на допуск зарубежной продукции не действует в случаях-исключениях, указанных в п. 3 ПП РФ № 616.
 

Поясним подробнее:

  1. Поставщик может подать заявку на поставку импортного товара, необходимого для обеспечения гос- и муниципальных нужд, а также безопасности и обороны государства, если на территории РФ не производят данный промышленный товар. 
    При этом, если товар входит в перечень ПП РФ № 616, то для закупки импортного промышленного товара, требуется разрешение, выданное с использованием ГИСП. Возможно предоставление разрешения на закупку импортного промышленного товара, информация о поставке которого относится к гостайне.
    Если товары не указаны в перечне ПП РФ № 616, то заказчик может закупать их самостоятельно. 
  2. Запрет на допуск не действует, если стоимость одной единицы продукции равна не более 300 000 рублей, а общая цена всех товаров — не свыше 1 000 000 рублей. Исключение составляет продукция, указанная в некоторых пунктах перечня.
  3. Заказчик также может закупить импортные товары, когда российская продукция ему не подходит ввиду несовместимости товарных знаков. При этом, по ПП РФ № 717, это правило не работает в отношении рабочих сменных инструментов для станков либо ручного инструмента, а также некоторых иных категорий товаров.
  4. Запрет на допуск не действует и в отношении товаров, закупаемых некоторыми ведомствами РФ, например, ФСО, а также для оказания срочной врачебной помощи или врачебной помощи после аварии, для предотвращения или ликвидации ЧС и в некоторых других случаях (категории товаров, выступающих исключениями из правил, указаны в ПП РФ № 616).

Если нужного товара нет в реестре, то делать запрет на допуск нельзя. Однако заказчику нужно получить разрешение на закупку зарубежного товара в Минпромторге.
 

По общему правилу, заявки от поставщиков с предложением купить иностранные товары, попадающие под запрет ПП РФ № 616, заказчик должен отклонить. Однако иногда необходимый товар не изготавливают ни в РФ, ни в странах ЕАЭС. И вот тогда заказчик вправе его закупить, но только получив разрешение в Минпромторге.
Подать заявку заказчик может через ГИСП. При этом получением разрешения может заниматься уполномоченное лицо заказчика, например, специалист по проведению тендеров или другой сотрудник компании. 
В заявке следует указать:

  • контактные сведения для связи, например, номер сотового телефона, e-mail;
  • код ОКПД-2 закупаемой продукции или товарную номенклатуру (если продукцию обычно производят в ЕАЭС);
  • технические, качественные и функциональные параметры закупаемого товара (максимально точно);
  • источники финансирования торгов, то есть, за счет каких средств заказчик планирует закупать товары;
  • запланированную дату проведения закупки;
  • наименование национального, инвестиционного либо федерального проекта, в пределах которого заказчик организует закупку.

Отметим, что если заказчик проводит торги по одному из указанных проектов, то заявку на одну позицию он вправе подать только один раз в год.
Если заказчик планирует закупить несколько зарубежных товаров, то он должен получить разрешительный документ на каждый из них. Направить одну заявку сразу на несколько товаров не получится. Придется готовить несколько обращений.
По аналогии с участием поставщиков в закупках, заказчику нужно подписать заявку УКЭП, а затем — направить на рассмотрение. 
Порядок принятия решения по заявке обычно следующий:

  1. Распределение и выдача регистрационного номера. Заявки на продукцию для каждой отрасли рассматривает собственный департамент. На присвоение заявке регистрационного номера уходит семь дней.
  2. Проверка заявки. На протяжении следующих семи дней специалисты проверяют, соответствует ли заявка обязательным требованиям. Если в ней есть неточности, то представители министерства направляют ее заказчику на доработку. После внесения исправлений он может отправить заявку повторно.
  3. Поиск аналогичной продукции. При условии, что заявка составлена верно, то на протяжении трех рабочих дней специалист ищет аналогичные товары в реестрах российской и евразийской промышленной продукции, а, при обнаружении похожих товаров, сравнивает их характеристики.
    Если специалист ведомства находит аналогичный товар, то на протяжении двух рабочих дней он направляет изготовителю запрос, на который он дает ответ, сможет ли предоставить заказчику товар с необходимыми характеристиками. На получение обратной связи от производителя уходит до десяти рабочих дней.
  4. Если изготовитель отвечает, что может предоставить аналогичный товар, то Минпромторг отклоняет заявку заказчика и не выдает ему разрешение. Однако при условии, что сделать похожую продукцию в РФ невозможно, ведомство передает заказчику разрешение на закупку иностранных товаров. 
    Бывают ситуации, что изготовитель не отвечает министерству в течение 10 дней после передачи запроса. Если это происходит, то ведомство выдает заказчику разрешение на закупку импортных товаров. 
    Разрешение действует 1,5 года после выдачи, но работает только в отношении одной закупки. После покупки заказчиком импортного товара, он публикует информацию о результатах торгов в ГИСП в течение десяти рабочих дней с даты подписания контракта.

При проведении закупочной процедуры заказчику важно правильно указывать код ОКПД-2, поскольку некорректный выбор кода может привести, в частности, к неправильном применению запрета на допуск, регламентированному ПП РФ № 616.

Для понимания приведем пример из практики:

Решение УФАС по Санкт-Петербургу от 12.07.2021 года № 44-3404/21
Заказчик проводил онлайн аукцион на закупку респираторов. В закупочной документации он указал код ОКПД-2 — 32.99.11.140 «Одежда защитная огнестойкая».
Этот код содержится в перечне ПП РФ № 616, поэтому заказчик прописал в закупочных документах запрет на допуск зарубежной продукции на основании ПП РФ № 616.
Заявитель обратился в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой на нелегальное установление запрета на допуск зарубежных товаров по ПП РФ № 616. Комиссия УФАС рассмотрела обращение и провела внеплановую проверку, по итогам которой указала, что выбор кода не должен осуществляться для изменения способа выбора поставщика. Проще говоря, выбор кода товара не должен ущемлять поставщиков в праве участвовать в закупке без определенных на то оснований, установленных законом.
В ОКПД-2 есть позиция 32.99.11.120 «Респираторы», которая должна применяться к проблемной товарной позиции. Запрет на допуск, указанный в ПП РФ № 616, относительно нее не действует. Получается, что неправильный выбор кода продукции по ОКПД-2 привело к тому, что заказчик необоснованно указал в закупочной документации запрет на поставку импортных товаров, регламентированный ПП РФ № 616.
По этой причине комиссия УФАС выявила в действиях заказчика несоблюдение норм ч. 3 ст. 14 ФЗ № 44 и выдала ему предписание. В отношении должностного лица заказчика решался вопрос о применении мер административного наказания.

 

Нельзя устанавливать запрет на допуск иностранных товаров, указанный в ПП РФ № 616, в отношении товаров с разными ОКПД-2, если суммарная стоимость каждого из них составляет меньше 1 000 000 рублей.
 

Данное правило предусмотрено пп. б п. 3 ПП РФ № 616. То есть, вправе покупать импортные товары, которые стоят меньше 300 000 рублей за одну единицу и не более 1 000 000 рублей за весь объем поставки. Исключение распространяется на товары, указанные в п. 28, 50, 142, 145, 147 перечня, прилагаемого к ПП РФ № 616.
На практике бывают ситуации, когда заказчики незаконно устанавливают запрет на допуск товаров, изготовленных за рубежом, указанных в ПП РФ № 616, но имеющих разные ОКПД-2. При этом общая цена товаров каждой группы классификатора составляет меньше 1  000 000 рублей.
Допустим, заказчик проводит онлайн аукцион на право подписания контракта на поставку материалов для хозяйственных нужд. При этом закупается сразу несколько категорий продукции, имеющей разные коды ОКПД-2: материалы лакокрасочные и аналогичные для нанесения покрытий, герметики, полиграфические краски и мастики. При этом стоимость каждой позиции в сумме составляет не свыше 1 000 000 рублей.
В таком случае, при закупке товаров в пределах одного кода ОКПД-2 суммарной стоимостью меньше 1 000 000 рублей, законодательный запрет на допуск не применяется. При этом важно, чтобы стоимость одной единицы по ПП РФ № 616 была не более 300 000 рублей  согласно свежей редакции (ранее этот лимит составлял 100 000 рублей).
Такие выводы следуют из судебной практики, к примеру, Решения Новгородского УФАС России от 04.06.2021 г. № 56.

 

Если заказчик законно не указывает запрет на допуск при проведении торгов в документации, то он не вправе признавать участника закупки не соответствующего нормам статьи 14 ФЗ № 44 только потому, что в составе его заявки нет информации о наличии товаров в реестре промышленной продукции, произведенной в РФ, либо информации о наличии таких товаров в реестре евразийской промышленной продукции.
 

Рассмотрим пример из судебной практики:

Решение Новосибирского УФАС России от 30.11.2020 г. № 054/06/69-2293/2020
Заказчик разместил заказ на закупку бумаги для офисной техники (код данной позиции —17.12.14.129-00000025). Этот товар находится в перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (кроме государств-членов ЕАЭС), утвержденном ПП РФ № 616, в отношении которых действует запрет на допуск импортных товаров для гос- и муниципальных нужд. Исключение составляют случаи, когда совокупная стоимость товаров составляет меньше 1 000 000 рублей. В этом случае запрет на допуск не используется (пп. б п. 3 ПП РФ № 616).
Так как общая стоимость товаров была 278 000 рублей, заказчик правомерно не установил запрет на допуск, однако признал заявки участников не соответствующими требованиями статьи 14 ФЗ № 44, так как они не предоставили в составе вторых частей заявок информацию о наличии товара в реестре промышленной продукции, изготовленной на территории РФ, либо данные о включении такой продукции в реестр евразийской промышленной продукции.
Новосибирское УФАС выразило мнение, что отклонение заявок участников аукционной комиссией заказчика по данному основанию незаконно, поскольку в закупочной документации не было требований о необходимости предоставления указанной информации. Кроме того, поскольку общая стоимость товаров была менее 1 000 000 рублей, действовали исключения, указанные в пп. б п. 3 ПП РФ № 616.

Заключение

Приведем основные выводы:

  1. ПП РФ № 616 в последней редакции устанавливает законодательный запрет на допуск иностранных товаров для обеспечения нужд государства и муниципальных образований, безопасности государства и обороны страны. Они указываются в специальном перечне, на которое ссылается ПП РФ № 616.
  2.  Если в ЕАЭС данные товары не производят, то заказчик может заключить контракт на поставку импортных товаров, но только после получения специального разрешения. Процедура оформления разрешительного документа длительная и действует только в отношении одной категории товаров. Заказчик может использовать выданное разрешение в течение 18 месяцев.
  3. В п. 3 ПП РФ № 616 указываются исключения, при которых закупать зарубежные товары для нужд обороны и безопасности страны можно. Речь идет, например, о закупке товаров стоимостью за одну единицу меньше 300 000 рублей, а за всю партию — до 1 000 000 рублей. Однако есть и категории продукции, на которые данное исключение не распространяется.
  4. Если на импортные товары распространяется запрет на допуск в госзакупках, то заказчик должен указать это в закупочной документации. Когда необходимости ограничивать поставщиков в предложении иностранных товаров нет, то заказчик не должен отказывать им в участии в закупке только потому, что в составе их заявок нет информации о нахождении продукции в специальном реестре. 

К сожалению, применение ПП РФ № 616 нередко оборачивается ошибками в сфере госзакупок, в том числе, приводящими к наложению мер административной ответственности на должностное лицо заказчика. Чтобы избежать их, важно разбираться во всех правовых нюансах.
Заходите на наш сайт-агрегатор и выбирайте интересные закупки. Отслеживайте сроки, просматривайте статистику по заказчикам и подавайте заявки быстрее конкурентов. Если у вас появятся вопросы, в том числе, по применению запрета на допуск иностранных товаров, то наши специалисты на них ответят.

Получите доступ ко всем закупкам!

В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.

Получить доступ 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ