Вход в личный кабинет
Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Правовое регулирование и особенности государственных закупок

Правовое регулирование и особенности государственных закупок

Государственные закупки составляют значительную часть мировой экономики. Они позволяют заказчикам заключать контракты в интересах страны, а исполнителям получать выгодные заказы от надежных контрагентов. В этой статье речь пойдет об особенностях госзакупок и их правовом регулировании.


 
 

Чтобы обеспечить потребности общества и государства, проводятся государственные закупки. Цель таких процедур — это приобретение качественных товаров и услуг через goszakupki.ru и одновременная экономия бюджетных средств.
Так, в составе Министерства обороны РФ работает Департамент госзакупок (ДГЗ), осуществляющий планирование закупок и организацию конкурентных торгов по государственному оборонному заказу для обеспечения нужд РФ.

 

Что такое госзакупки и государственный заказ

Сразу поясним, что госзаказ и госзакупки  это разные понятия. Госзаказ  это заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств, а также средств внебюджетных фондов. Госзакупки по википедии  это процесс приобретения товаров, работ и услуг от имени государственного органа.

По ФЗ № 44-ФЗ, участвовать в госзакупке может любое юридическое лицо, вне зависимости от места его нахождения, а также физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя или самозанятого. 
Заключение контракта позволяет государственному или муниципальному учреждению получить товар, услугу или работу на выгодных условиях, а поставщику — расширить сферу сбыта и укрепить свое положение на рынке.

Законодательное регулирование

Закупки для государственных и муниципальных нужд регулируются ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. Он устанавливает правила проведения торгов для любых организаций, учреждений и органов власти, работа которых финансируется из федерального, регионального или местного бюджета.

Еще один нормативно-правовой акт, регулирующий закупки некоторыми видами юрлиц это ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ. В нем содержатся требования к закупкам организаций, хотя бы наполовину находящимся в собственности государства, например РДЖ. Такие компании имеют свою выручку, поэтому для них требования закона мягче.

Для более подробного ознакомления с госзакупками по № 44-ФЗ можно посетить главную страницу портала: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.
Получить консультацию


Что нужно знать про муниципальные и госзакупки

В тендерах могут участвовать почти все организации, предприниматели и самозанятые, вне зависимости от давности их присутствия на рынке. Преимущества госзакупок для исполнителя:
  • возможность найти надежного заказчика с положительной репутацией;
  • своевременная оплата по договору;
  • расширение географии торговли;
  • не нужно вкладывать деньги в рекламу, чтобы привлечь потребителей;
  • возможность заранее спрогнозировать прибыль.
Конечно, участника не допустят к госзакупкам, если он не пройдет по требованиям, установленным ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ. Очень часто к процедуре не допускаются организации и предприниматели, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков. Речь идет об исполнителях, которые после победы в тендере отказались подписать договор или сделали это позже установленного срока.

Чтобы понять, насколько выгодным может быть предложение для заказчика, стоит изучить результаты прошлых конкурсов: насколько часто государственные учреждения обращались к конкурентам, какова была стоимость сделки, какие требования пришлось выполнить. Как показывает практика, объем госзакупок составляет порядка 40 трлн. рублей ежегодно.

 

Где размещается информация о госзакупках

Информация о торгах размещается в Единой информационной системе (ЕИС) по адресу:

https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html. Она постоянно обновляется и находится в открытом доступе. На площадке государственное учреждение указывает когда, где и на каких условиях будет проводиться закупка. 

Например, городская больница планирует ремонт в ближайшем году.
Руководитель составляет перечень работ: побелка стен, потолков, замена окон и т.д.
Эту информацию он размещает в ЕИС и указывает предельную стоимость. На заявку откликаются потенциальные исполнители, из которых выбирают самое выгодное предложение.
Победитель заключает договор с больницей и в назначенный срок начинает ремонт.

На каких площадках проводятся госзакупки

Обязательное условие для проведения процедуры это ее электронный формат.
Закон устанавливает список электронных торговых площадок, допущенных к проведению торгов. Он размещается в публичном доступе в системе ЕИС по адресу официального сайта в интернете аукционов госзакупок:
https://zakupki.gov.ru/epz/etp/search/results.html.
Использовать онлайн платформы и сервисы, не указанные в данном перечне, нельзя.
Посмотреть актуальные закупки

Виды электронных госзакупок согласно ФЗ о гос. закупках

Существует два основных вида госзакупок:
  1. Открытые

    В них может принять участие любой желающий.
  2. Закрытые

    В них вправе участвовать только компании, приглашенные заказчиком.
Закупки делятся еще на два вида: конкурентные и неконкурентные:
  1. Неконкурентные

    это процедура размещения заказа, при которой исполнитель заранее определен. Их также называют прямыми закупками, так как отсутствует выбор поставщика на конкурсной основе. Такие процедуры позволяют заключить сделку в короткий срок.
  2. Конкурентные

    это тендеры, в которых несколько участников выдвигают свои заявки на заключение договора с заказчиком. Чтобы провести такую процедуру, заказчик публикует о ней сведения в ЕИС, либо приглашает к участию минимум два исполнителя.
К конкурентным процедурам относятся:
 
  • конкурс
  • запрос котировок
  • аукцион
Список ситуаций, при которых можно осуществлять закупку у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ. Самые частые основания:
  1. Приобретение товаров, работ или услуг у организаций, входящих в естественную монополию по ФЗ № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. (п . 1 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ).
  2. Сумма контракта не превышает 600 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ).
  3. Приобретение товаров, работ или услуг для неотложного оказания экстренной медицинской помощи или по причине аварии, воздействия обстоятельств непреодолимой силы (п. 9 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ).
  4. Приобретение услуг, необходимых для ресурсоснабжения зданий, например, водоснабжения, водоотведения, вывоза мусора по тарифам, регулируемым законами РФ (п. 8 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ).
  5. Приобретение услуг, связанных с хранением и вывозом наркотических, психотропных средств (п. 8 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ).
Кто участвует в госзакупе:
  • Заказчики: муниципальные и государственные учреждения, которые выставляют заказы на торги.
  • Поставщики: юридические лица или индивидуальные предприниматели, желающие выполнить задачу для государственных или муниципальных нужд
Условные участники это операторы электронных торговых площадок, на которых возлагается создание условий для проведения процедур. 
Соблюдение № 44-ФЗ контролируют различные государственные органы, например, ФАС, Прокуратура, Минфин, Рособоронзаказ.
 
Я могу участвовать в закупках?
 

Требования к участникам госзакупок

Требования при проведении конкурентных закупок устанавливаются ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ. К участию в процедуре не допускаются хозяйствующие субъекты, которые:
  • имеют долги по налогам и обязательным платежам в сумме более 25% стоимости активов;
  • входят в реестр недобросовестных поставщиков;
  • находятся на стадии приостановления деятельности по КоАП РФ;
  • находятся в процессе банкротства или ликвидации;
  • были признаны несостоятельными (банкротами).
Не могут быть участниками организации, руководители, главные бухгалтеры или учредители которых имеют судимость за экономические преступления, а также физлица с такой судимостью. Исключение когда судимость была снята или погашена в порядке, установленном законом.
 
Еще одно основание для отказа в участии применение в отношении указанных лиц наказания в форме лишения права занимать должности или заниматься деятельностью, связанной с поставкой товара, оказанием услуги или выполнением работы (объекта закупки). К процедуре не допускаются и лица, дисквалифицированные по КоАП РФ.
 


Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

Чтобы участник мог принять участие в закупе, он должен предоставить обеспечение своих обязательств. Существует три вида обеспечительных мер, используемых на разных стадиях процедуры:
  • Обеспечение заявки

    это установленное условиями закупки количество денежных средств или независимая гарантия, которые блокируются на специальном счете участника и гарантируют его участие, а также правдивость представленной информации.
  • Обеспечение исполнения государственного контракта

    это независимая гарантия или денежные средства, которые предоставляются заказчику победившим исполнителем при заключении контракта, чтобы покрыть ущерб заказчика при неисполнении/ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств по контракту.
  • Обеспечение гарантийных обязательств

    это деньги, которые предоставляются заказчику исполнителем и замораживаются на весь период гарантийного обслуживания, либо банковская гарантия. Чаще всего используется банковская гарантия, которая оформляется в банке, аккредитованном Министерством финансов РФ.

Порядок госзакупок по ФЗ № 44-ФЗ 

Заказчики составляют планы закупок и размещают извещения о предстоящих торгах на сайте ЕИС по адресу: https://zakupki.gov.кu (домен goszakup.ru — не действует). В извещении содержатся сведения о товаре, работе, либо услуге, которую планируется закупить. Кроме того, указывается начальная (максимальная) цена контракта предельная сумма, которую заказчик готов заплатить.

Потенциальные исполнители подают заявки на участие в торгах через электронную торговую площадку, указанную заказчиком в извещении. При этом вносится обеспечительный платеж, размер которого составляет от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта и устанавливается заказчиком. Если участник проигрывает торги, то эту сумму ему возвращают.

По результатам торгов определяется победитель. Чаще всего это тот, кто предложит самые выгодные условия. Иногда параметром выбора служит оптимальное соотношение цены и условий поставки, заявленных потенциальным исполнителем. С победителем заключается контракт, на основе которого должен исполнить свои обязательства.

Если выигравший участник отказался от заключения контракта, то заказчик должен будет направить в ФАС информацию об этом. Туда же предоставляются сведения о поставщиках, контракты с которыми были расторгнуты в одностороннем порядке или по решению судебного органа.

Таким образом, простыми словами, госзакупки, которые осуществляются в России через гос.гов.ру, позволяют исполнителям заключить выгодную сделку с надежным заказчиком, а заказчику рационально использовать бюджетные средства. Процедура проводится на основании №44-ФЗ, а, в отдельных случаях, с учетом положений №223-ФЗ.

 

Задать вопрос
 
 


Связаться с нами: