Существенные условия контракта - это условия, которые в обязательном порядке должны быть прописаны заказчиком в контракте или договоре и неукоснительно выполнены поставщиком.
Перед подписанием контракта при любом способе закупки обязательно убедитесь, что его условия соответствуют тем, что были прописаны в изначальной документации.
Если поставщик обнаружил несоответствия условий, он может составить протокол разногласий и потребовать изменить условия контракта на те, что предусматривались ранее.
К существенным условиям относятся положения, которые обязательно включаются в госконтракт в силу прямого указания закона.
В соответствии с частью 1 статьи 432 ГК РФ договор не заключается при отсутствии согласия по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах, как существенные или необходимые для договоров данного вида.
А также и всех условий, относительно которых по заявлению одной из сторон достигается соглашение.
К существенным условиям контракта, которые нельзя менять, относятся следующие:
В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.
Получить доступВ помощь заказчикам разрабатывают типовые условия госконтрактов, в которых закреплены все существенные условия - это позволяет избежать ошибок.
На сегодняшний день типовые контракты применять необязательно, заказчики используют только типовые условия.
Ниже в нашей статье подробнее расскажем об основных параметрах сделки (существенные условия договора).
Предмет госконтракта — это обязательства, которые должен выполнить поставщик. Примеры существенных условий договора: поставить офисную технику, выполнить текущий ремонт здания или оказать дополнительные информационные услуги.
Как правило, в проект контракта заказчики включают условие о твердой цене, которая действует весь срок исполнения (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ). Если объемы товаров, работ, услуг определить невозможно, в контракте прописывают максимальное значение цены контракта.
Когда контракт предусматривает поэтапное исполнение - цену прописывают для каждого этапа.
Это объемы поставки по контракту. Заказчик определяет, сколько товаров, работ, услуг ему необходимо получить в результате сделки. Количественные показатели прописывают в соответствии с установленной единицей измерения, которую установил заказчик.
Сроки оплаты являются обязательным условием контракта. Срок оплаты составляет не больше 7 рабочих дней с момента даты подписания документов о приемке этапа или всего контракта. Есть ряд исключений (ч. 13.1 ст. 34 44‑ФЗ).
Порядок оплаты тоже обязательно прописывают в госконтракте (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). В качестве примера можно рассмотреть установку единовременной оплаты после выполнения всех обязательств или оплату за каждый этап. Каждый вариант предполагает авансирование — определение размера, сроков и порядка выплаты аванса.
Это обязательное условие позволяет проверить результат и качество госзаказа — количество и комплектация поставки, способ проведения приемки, срок подписания документов и конкретные действия поставщика (ч. 13 ст. 34 44‑ФЗ). Можно также установить сроки для обмена замечаниями и их устранения.
Если извещение предусматривает требование об обеспечении исполнения контракта, то среди обязательных условий должно быть - предоставление такого обеспечения.
Заказчик указывает, что заключение контракта происходит только после предоставления участником обеспечения (п. 1 ч. 1.1 ст. 96 44-ФЗ). Также прописываются аналогичные требования к обеспечению исполнения, его способам, размерам и срокам возврата (статьи 34, 37, 96 44‑ФЗ).
До 31.12.2024 заказчики вправе не требовать обеспечения исполнения госконтракта. Есть лишь одно исключение — такое обеспечение обязательно для госконтрактов с авансовыми платежами, которые не подлежат казначейскому сопровождению (ст. 112 44-ФЗ).
Срок действия контракта и срок исполнения исчисляют днями, неделями или месяцами. Продолжительность определяется на основании объекта закупки и срока выполнения основных обязательств по госконтракту.
Срок действия договора начинается с момента даты его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ).
Срок окончания действия договора устанавливают конкретной датой или указанием на событие (п. 3 ст. 425 ГК РФ).
В контракт необходимо включить условие об ответственности заказчика и поставщика за нарушения договорных обязательств (ч. 4–6, 7–9 ст. 34 44-ФЗ).
Стороны согласовывают:
В Федеральном Законе 44‑ФЗ можно ознакомиться с информацией - допускается ли изменение существенных условий контракта.
Ответ: да, при определенных условиях стороны могут изменить цену, количество товара и объем работ, сроки исполнения и ряд других условий.
Существенные условия контракта по 44-ФЗ |
Основания для их изменения в 44-ФЗ |
Характеристики товаров, работ, услуг в любых закупках |
Ч. 7 ст. 95 |
Срок исполнения госконтракта, его этапа в любых закупках |
П. 12 ч. 1 ст. 95 |
Срок исполнения контракта в контрактах жизненного цикла |
П. 9 ч. 1 ст. 95 |
Объем и вид работ или только вид в строительных контрактах |
П. 1.3 ч. 1 ст. 95 |
Цена в любых контрактах |
П. 1.1 ч. 1 ст. 95 |
Цена в контрактах жизненного цикла |
Ч. 1.2 ст. 95 |
Цена, срок, объем в любых госконтрактах |
П. 6 ч. 1 ст. 95 |
Цена и срок в госконтрактах по НИОКР |
П. 13 ч. 1 ст. 95 |
Цена и срок в контрактах жизненного цикла |
П. 8 ч. 1 ст. 95 |
Цена и объем в любых госконтрактах, кроме строительных |
П. 1.2 ч. 1 ст. 95 |
Цена и объем в контрактах по ГОЗ |
П. 1.4. ч. 1 ст. 95 |
Цена и объем госконтрактов при лечении за границей |
П. 7 ч. 1 ст. 95 |
Цена и объем госконтрактов на поставку лекарств и медизделий |
Ч. 65.2 ст. 112 |
Таблица изменений любых существенных условий госконтрактов
Существенные условия контракта по 44-ФЗ |
Основания для их изменения в 44-ФЗ |
Под ключ |
Ч. 56, 62 ст. 112 |
Заключенных до 01.01.2025 |
Ч. 65.1 ст. 112 |
На выполнение строительных работ, реконструкции, капремонта, сноса, по сохранению памятников культурного наследия (ПП от 16.04.2022 № 680) |
Ч. 65.1 ст. 112, п. 11 ч. 1 ст. 18 46-ФЗ |
С единственным поставщиком по пп. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ |
П. 10 ч. 1 ст. 95 |
С единственным поставщиком по пп. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ до 31.12.2024 |
Ч. 65.3 ст. 112 |
Любых госконтрактов |
Пп. 2–4 ч. 1 ст. 95 |
В ч. 5 ст. 95 44-ФЗ указано, что при исполнении контракта не допускается перемены поставщика. Исключение — если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому госконтракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
По общему правилу изменение такого существенного условия контракта, как предмет, при его исполнении не допускается. Но в некоторых контрактах предмет меняют — если есть решение правительства, высшего исполнительного органа власти в регионе или местной администрации. Это исключение касается контрактов (пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства от 19.12.2013 № 1186):
В любом случае суд признает допсоглашение с изменением предмета контракта недействительным. Однако в ч. 7 ст. 95 44-ФЗ указано, что по согласованию сторон поставляются другие товары.Главное, чтобы качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) были лучше по сравнению с предметом контракта.
Заказчику и поставщику доступно изменение существенных условий государственного и муниципального контракта в части количества товаров. Изменить количество поставки по своей инициативе можно только в пределах 10%.
В случае соответствия госконтракта определенным критериям (п. 1 ПП от 19.12.2013 № 1186) и у наличия у заказчика решения правительства или местных органов власти, можно увеличить количество товара больше чем на 10% (пп. 1.2, 2–4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
Подобное изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ возможно, когда учреждению уменьшили финансирование или, к примеру, когда срок исполнения изменили по решению властей. Срок исполнения отдельных этапов можно менять только в рамках срока исполнения госконтракта (п. 12 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
Объем работ можно увеличить по инициативе заказчика или по решению органов власти. По инициативе заказчика объем можно изменить не больше чем на 10% (также цену).
Увеличение объемов возможно, только если:
Объем работ можно увеличить по конкретным позициям сметы не более чем на 10%, исходя из объема работ, закрепленного госконтрактом (письмо Минфина РФ от 19.03.2020 № 24-03-08/21456).
В дополнительное соглашение к госконтракту об увеличении объемов нельзя включать новые работы и исключать старые (письма Минэкономразвития от 11.01.2016 № Д28и-65, от 21.07.2015 № Д28и-2185).
Можно изменить это существенное условие контракта по 44-ФЗ на другие позиции с улучшенными характеристиками (не меняя при этом предмет контракта).
Исключение составляют закупки по нацрежиму (ч. 6 ст. 14 44-ФЗ). Стороны могут поменять страну-изготовителя, если в результате будет произведена поставка товара с улучшенными характеристиками.
Но если для товара предусмотрены условия допуска, страну происхождения можно изменить только на государство ЕАЭС (п. 1.7 Приказа от 04.06.2018 № 126н).
Это существенное условие можно изменить, если контракт по 44-ФЗ:
До 01.01.2025 изменение любых существенных условий госконтракта доступно, если его невозможно исполнить по обстоятельствам, не зависящим от заказчика и поставщика.
Существенные условия меняют по соглашению сторон на основании решения правительства, региональных и муниципальных администраций. Нужно отметить, что местные власти могут предусмотреть в своих решениях условия их применения по аналогии с Постановлением Правительства от 16.04.2022 № 680 (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ, письмо Минфина № 24-01-07/66840).
Однако при изменении любых существенных условий контракта по 44-ФЗ сторонам нужно соблюдать ч. 1.3–1.6 ст. 95 44-ФЗ.
Минфин считает, что стороны могут изменить любые существенные условия госконтракта по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ (письмо Минфина от 13.05.2022 № 24-06-07/43830), в т. ч. и увеличить размер авансирования.
Необходимо учитывать финансовые возможности заказчика: все государственные и муниципальные контракты оплачивают в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72 БК).
Возможно изменение существенных условий строительных контрактов по 44-ФЗ, а также соглашений по геологическому изучению недр, сохранению объектов культурного наследия народов РФ и контрактов по ч. 16 и 16.1 ст. 34 44-ФЗ.
В таких госконтрактах можно изменить:
Условия:
В данном случае для внесения изменений необходимо письменное обоснование, основанное на решении органов власти. А одновременно изменить можно цену контракта и срок его исполнения или только одно из этих условий (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
В случае изменения сметы из-за удорожания строительных материалов и оборудования по контракту стоимостью 30 млн рублей и более, потребуется обосновать существенное возрастание стоимости.
Подрядчику необходимо оформить предложение по повышению сметной стоимости и прикладывает к нему подтверждающие документы (п. 14, подп. «в» п. 14.2 Методики, утв. Приказом Минстроя от 23.12.2019 № 841/пр).
По госконтрактам, предметом которых одновременно является подготовка проектной документации, инженерные изыскания, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капстроительства, изменить можно только цену и срок исполнения (ч. 56, 62 ст. 112 44-ФЗ).
Контракты жизненного цикла на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капстроительства, а также контракты под ключ по ч. 16 и 16.1 ст. 34 44-ФЗ подлежат изменению:
Для того чтобы внести изменения в существенные условия контракта в двух случаях придется подтверждать достоверность сметной стоимости строительства — в процессе проведения госэкспертизы проектной документации.
До 31.12.2024 по предложению заказчика можно увеличить или уменьшить количество товаров в пределах 30% (ч. 65.2 ст. 112 44-ФЗ). При увеличении количества товаров, изменение цены также возможно, но не более чем на 30%. При уменьшении товаров – цена устанавливается также пропорционально.
Простыми словами, цену контракта определяют как частное от деления первоначальной цены контракта на количество товаров, прописанное в соглашении.
Изменение существенных условий в контрактах по 44-ФЗ на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ допускается, если возникли обстоятельства, из-за которых невозможно выполнить сделку.
Условия:
В дополнительном соглашении к такому госконтракту нельзя прописывать увеличение срока исполнения, а также цены контракта больше чем на 30%.
Для изменения существенных условий госконтракта по НИОКР потребуется обоснование, которое составлено на основании решения правительства, региональной или местной власти.
Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ допускается по соглашению сторон. Однако для большинства оснований не обойтись без решения правительства или органов власти. При получении заказчиком данного решения – стороны вправе вносить изменения в госконтракт.
Исходя из практики, существует лишь один способ, как изменить существенные условия контракта - заключить дополнительное соглашение с заказчиком.
Как правило, дополнительное соглашение размещает заказчик. Поставщик готовит письмо обоснование для его заключения. Обязательно нужно указать, что остальные положения госконтракта не изменились.
Дополнительное соглашение составляется в 2 экземплярах. Если стороны согласны с новыми условиями, доп. соглашение подписывают уполномоченные представители поставщика и заказчика.
Пролонгация договора — это увеличение периода действия контракта в процессе реализации сторонами своих договорных отношений.
Очень часто заказчиков волнует вопрос: можно ли продлить срок действия контракта по 44-ФЗ в 2024 году и как это сделать?
Согласно ч. 1 ст. 95, стороны не вправе изменять существенные условия контракта, к которым в том числе относится продление срока его действия. То есть возможность пролонгации 44-ФЗ не предусматривает (Письмо Минэкономразвития от 21.07.2015 № Д28и-2020, от 14.07.2016 № Д28и-1818, Письмо Казначейства России от 19.05.2015 № 07-04-05/09-319).
Все закупки осуществляются согласно плану-графику, а период исполнения контракта в нем — один из главных показателей, вариативности здесь нет.
Нарушение и внесение в текст контракта правил о возможности продления сроков выполнения предусмотрены Письмом Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4011.
Заключать допсоглашение о продлении срока действия контракта по 44-ФЗ заказчик не имеет права (п. 2 ст. 168 ГК, допсоглашение о продлении срока договора является ничтожным, если оно не предусмотрено законом и контрактом).
Нарушение данного требования влечет административное наказание, предусмотренное пунктами 4 и 5 статьи 7.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа.
Единственным юридически верным выходом из ситуации для заключения допсоглашения о продлении срока контракта по 44-ФЗ являются публикация сведений в плане-графике и дальнейшее проведение нового заказа.
Исключение составляет случай изменения существенных условий в связи с решением правительства, субъекта или местной администрации (ч. 65 ст. 112).
За незаконное изменение существенных условий контракта грозит штраф. Любое изменение существенных условий госконтракта, которое не предусмотрено федеральным законом 44-ФЗ, является нарушением.
Если же нарушение привело к перерасходу бюджета и уменьшению объемов закупки, виновного оштрафуют в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, объем которых уменьшился в результате неправомерных действий (ч. 5 ст. 7.32 КоАП).
В случае необоснованного изменения существенных условий контракта по 44-ФЗ, арбитражный суд может признать доп. соглашение недействительным.
Если заказчик необоснованно меняет предмет договора или другие существенные условия, а поставщик с этим не согласен, он может оспорить решение своего контрагента в суде.
Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков.
Может возникнуть и другая ситуация. Все условия контракта изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом.
Если данный факт "всплывет" при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Обычно это ограничивается только штрафом, но бывают и более суровые наказания.
Будьте внимательны и осторожны!
Берем на себя: от поиска закупки до постконтрактного сопровождения в любой сфере деятельности. Вам всего лишь нужно рассказать о своих пожеланиях к контракту.
Победить в закупкеЕсли вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.
bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |