Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Закупка у единственного поставщика: когда проводится, как проходит

Закупка у единственного поставщика: когда проводится, как проходит

Кроме конкурентных закупок, в которых заказчик выбирает победителя среди нескольких участников, существуют также неконкурентные способы закупок у единственного поставщика.
Поскольку такие варианты торгов имеют небольшие сроки и другие особенности проведения, к заказчику предъявляются более строгие требования. Так, в некоторых случаях он должен обосновать, почему не может провести торги конкурентным способом.
Чтобы вам было проще разобраться с безальтернативными закупками у единственного поставщика, расскажем, когда можно провести данную процедуру и как ее организовать. Также вы узнаете о нововведениях в ст. 93 ФЗ № 44.


 

Содержание

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика (ЕП) — это метод торгов, при котором контракт подписывают с определенным физлицом или юрлицом без проведения жесткой процедуры определения поставщика. То есть, в таких тендерах несколько исполнителей не соревнуются между собой за возможность заключения договора с заказчиком. Закупка у ЕП не предполагает проведения конкурсов и аукционов. 
Придерживаясь всех правил, заказчик может прямо предложить заключить контракт выбранному исполнителю. При этом должны учитываться сроки закупочной процедуры и цена.
Провести госзакупку у ЕП — довольно непростая задача. Это возможно только при соблюдении определенных требований и условий, о которых мы расскажем далее.

Получайте сразу новые тендеры в мессенджер или на почту!

В системе Bicotender самая полная база тендеров, которая обновляется ежесекундно. Мы настроим для вас тендерную рассылку на почту или в мессенджер. Теперь вы никогда не упустите интересующую закупку!

Получить новый тендер 

Плюсы и минусы закупок у ЕП

Как и любые варианты торгов, неконкурентные закупки у ЕП имеют преимущества и недостатки.
Плюсы закупок у ЕП:

  • проходят быстрее и проще, чем конкурентные тендеры;
  • если поставщик и заказчик уже работали вместе, то риск возникновения конфликта стремится к нулю;
  • нет махинаций наподобие «тарана» или «картельного сговора»;
  • как правило, поставщику удается заключить контракт по выгодной для себя цене.

Минусы закупок у ЕП:

  • контролирующие органы более тщательно отслеживают такие торги, так как вероятность злоупотреблений при расходовании бюджетных средств увеличивается;
  • так как сроки и формулировки контракта особые, то вероятность допущения ошибок увеличивается;
  • инициатор закупки должен установить небольшую цену договора - до 600 тыс. рублей.

При правильном подходе к закупке у ЕП, победитель может получить прибыльный контракт от надежного заказчика. Однако такой формат торгов требует пристального внимания со стороны двоих участников. 
Чтобы избежать ошибок, рекомендуем вам обратиться к нашим экспертам. Они помогут оценить целесообразность участия в определенных закупках, не пропустить сроки и получить прибыльный контракт.

Зачем нужна закупка у ЕП

Закупка у ЕП — это, своего рода, исключение из конкурентных процедур. Она позволяет избежать длительного выбора победителя в случаях, когда это нецелесообразно, например, если заказчику надо срочно поставить товары или искомая продукция настолько уникальна, что альтернативных поставщиков просто нет.

Внимание: на проведение закупки у ЕП у заказчика должны быть объективные причины, то есть, такой вариант закупок носит исключительный характер. Положения ст. 93 ФЗ № 44 применяются, только когда нет смысла использовать конкурентные способы выбора поставщика, равно как и подрядчика или исполнителя.

Чаще всего закупку у ЕП проводят:

  • когда нужно закупить товары срочно, поэтому проведение конкурентных процедур нецелесообразно;
  • на рынке работает только один поставщик, продукция которого соответствует требованиям заказчика;
  • если это экономически выгоднее, чем проводить конкурентные способы закупок.

Так заказчик может провести закупку у ЕП, если ему нужно закупить высокоспециализированное медицинское оборудование, уникальное программное обеспечение, которое может предложить только один разработчик, или услуги (работы), которые способен оказать (выполнить) лишь один исполнитель.

Как и когда заказчику нужно обосновать цену контракта при закупке у ЕП

Согласно ч. 3 ст. 93 ФЗ № 44, при осуществлении закупки у ЕП заказчик сам устанавливает цену контракта. 

Важно: заказчик обосновывает такую цену и вписывает в контракт обоснование его цены в таких случаях:
  1. необходимости проведения работ по подготовке к мобилизации в РФ;
  2. закупки работы либо услуги, которую может сделать или оказать исключительно орган исполнительной власти согласно своим полномочиям, или госучреждение, гос. унитарное предприятие, акционерное общество, акции которого полностью принадлежат РФ;
  3. проведении исполнительными органами российского субъекта, госучреждениями субъекта закупки лекарств, специализированных продуктов лечебного питания, изделий медицинского назначения, расходных материалов, дезинфицирующих средств, услуг по доставке, хранению определенных товаров, работ по ремонту и техобслуживанию мед. изделий у гос. унитарного предприятия российского субъекта;
  4. если товар производит, работу выполняет либо услугу оказывает учреждение и (или) предприятие уголовно-исполнительной системы, в частности, для обеспечения нужд предприятий, учреждений и органов исполнительной системы согласно перечню ТРУ, утвержденному ПП РФ;
  5. если учреждение, исполняющее наказание, заключает контракт на поставку товаров для гос. нужд, чтобы купить сырье и комплектующие для оформления на работу осужденных на основе договоров, подписанных с юрлицами (при этом покупка таким учреждением материалов должна проводиться за счет денежных средств, прописанных в договоре);
  6. планируется заключение контракта на предоставление услуг по участию в мероприятии, проводимом в интересах нескольких заказчиков, когда заказчик определяет исполнителя данного мероприятия, а сам выступает организатором (с соблюдением порядка, регламентированного 44ФЗ);
  7. планируется подписание контракта на предоставление услуг по продаже входных билетов и абонементов на посещение культурно-просветительных и иных подобных мероприятий, а также билетов на экскурсии и экскурсионных путевок;
  8. планируется подписание контракта на предоставление услуг по авторскому контролю за подготовкой проектной документации объекта капстроительства, а также проведения авторского надзора за возведением, реконструкцией, капремонтом объекта капстроительства определенными авторами;
  9. заказчик собирается заключить контракт на управление многоквартирном доме (МКД), исходя из решения собрания владельцев помещений либо открытого конкурса, проводимого органом МСУ (при этом помещения МКД на предоставление услуг по продаже входных билетов и абонементов на посещение культурно-просветительных, театрально-зрелищных, зрелищно-развлекательных мероприятий, а также покупка билетов на экскурсии и экскурсионных путевок — бланков строгой отчетности; должны находиться в муниципальной, частной или госсобственности);
  10. заказчик собирается заключить контракт на проведение работ, предоставление услуг по техобслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сохранению объектов культурного наследия и т.д.   
Подробнее ознакомиться в полным перечнем оснований можно в ч. 4 ст. 93 ФЗ № 44.

 

Существуют следующие способы обоснования НМЦК (ст. 22 ФЗ № 44):

  1. Метод сопоставления рыночных цен. НМЦК устанавливают, опираясь на информацию о рыночных ценах на аналогичные ТРУ. Если идентичных товаров на рынке нет, то за основу берутся цены на похожие товары. Этот метод приоритетен для расчета и обоснования НМЦК.
  2. Нормативный метод. НМЦК рассчитывают, исходя из требований к закупаемой продукции, услуге, в соответствии со ст. 19 ФЗ № 44.
  3. Тарифный метод. Его применяют, когда цены на закупаемые ТРУ определяет государство. При расчете НМЦК тарифным методом стоит опираться на Приказ и ст. 19 ФЗ № 44.
  4. Проектно-сметный метод расчета цены используют, если заказчик планирует закупать услуги (работы) в сфере строительства, реконструкции, капремонта или сохранения объектов культурного наследия.
  5. Затратный метод. Его применяют, только если воспользоваться другими методами невозможно или в дополнение к ним.
Важно: если для расчета НМЦК не подходит не один из методов, обозначенных в законе, то допускается использовать другие методы. Однако нужно документально аргументировать такое решение в обосновании НМЦК.

Когда проходит закупка у ЕП

Закупка у ЕП, исполнителя или подрядчика, допускается в случаях, строго указанных в ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. В законодательный перечень входит несколько десятков оснований, среди которых чаще всего встречаются следующие:

  1. Закупка товаров, работ или услуг (ТРУ), относящихся к области деятельности субъектов естественных монополий согласно ФЗ № 147, а также услугам центрального депозитария.
  2. Приобретение ТРУ у ЕП, установленного Указом (Распоряжением) российского Президента, или в ситуациях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика, определенного Постановлением (Распоряжением) Правительства РФ.
  3. Выполнение работ, касающихся подготовки к мобилизации в РФ.
  4. Проведение торгов на сумму не более 600 тыс. рублей (с определенными ограничениями в отношении годового объема закупок заказчика) или малой электронной закупки на сумму не более 5 млн рублей.
  5. Приобретение ТРУ гос. или муниципальным учреждением культуры, которое, исходя из своего Устава, занимается деятельностью ради сохранения, использования и увеличения популярности объектов культурного наследия, а также другим гос. или муниципальным учреждением, например, парком культуры и отдыха, зоопарком, музеем, домом творчества, архивом, научной организацией, организацией для детей-сирот, на сумму не более 600 тыс. рублей, или малой электронной закупки на сумму не более 5 млн рублей.
  6. Приобретение услуг по водо- и теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО, а также газоснабжению (кроме услуг по продаже сжиженного газа), хранению и ввозу или вывозу наркотических и психотропных составов.
  7. Покупка ТРУ при необходимости предоставления:
    • экстренной или неотложной врачебной помощи;
    • медицинской помощи, которая требуется в случае аварии, действия непреодолимой силы, для предупреждения и/или ликвидации ЧС;
    • помощи гуманитарного плана. 
    При проведении таких закупок заказчик может приобрести ТРУ в объеме и количестве, достаточном для оказания указанной врачебной помощи или той, которая требуется после аварий, действия обстоятельств непреодолимой силы, предотвращения и/или устранения ЧС, а также для оказания помощи гуманитарного плана. Организовать закупку у ЕП в этих случаях можно только при условии, что проводить конкурентные закупки, для которых требуется значительное время, нецелесообразно.
  8. Закупочные процедуры были признаны несостоявшимися. В этом случае контракт будет заключаться в особом порядке, указанном в части 5 статьи 93 ФЗ № 44.
  9. Закупка работы либо услуги, выполнить или оказать которую может только орган госвласти согласно его полномочиям, либо госучреждение, гос. унитарное предприятие, или акционерное общество, акции которого полностью принадлежат РФ. При этом полномочия таких органов власти, учреждений, предприятий, акционерных обществ, должны устанавливаться законами или нормативно-правовыми актами российского Президента, Постановлениями Правительства РФ.
  10. Закупка исполнительными органами власти российского субъекта, гос. учреждениями российского субъекта, муниципальными образованиями, лекарств, специальных продуктов лечебного питания, изделий мед. назначения, дезинфицирующих средств, услуг по доставке и хранению соответствующей продукции, а также работ по ремонту и техобслуживанию медизделий у гос. унитарного предприятия российского субъекта или у акционерного общества, акции которого полностью принадлежат российскому субъекту.
  11. Заключение договора на предоставление услуг по продаже входных билетов и абонементов на посещение культурно-просветительных и иных подобных мероприятий, а также экскурсионных билетов и путевок.
    Важно отметить, что основания для проведения закупки у ЕП, указанные в ФЗ № 44, постоянно меняются. Поэтому важно отслеживать правовые нормы и использовать их правильно, чтобы избежать недоразумений и проблем с законом.

Что такое малая электронная закупка

С закупками у ЕП тесно связана малая электронная закупка. Это покупка товара, указанного в Каталоге товаров, работ и услуг для гос. и муниципальных нужд (КТРУ) у ЕП в ситуациях, прописанных в п. 4-5 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 через ЭТП. 
На сегодняшний день максимальная сумма малой закупки составляет не свыше 5 млн рублей. При этом годовой объем закупок заказчика, проводимых в аналогичном порядке, не должен превышать 100 млн рублей. 
Допустим, заказчик закупает товаров на 5 млн рублей (это максимум, который он может себе позволить в одной малой закупке) у ЕП в электронном формате. Если следовать из того, что за год он может провести малых закупок максимум на сто миллионов рублей, то он вправе организовать всего двадцать таких процедур.

Важно: малые электронные закупки применяются в случаях, указанных в п. 4-5 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44.

Порядок проведения закупок у ЕП

Закупки проходят в порядке, указанном ниже:

  1. Размещение извещения. По ч. 12 ст. 93 заказчик размещает извещение о проведении малой закупки в онлайн формате. В нем он указывает параметры товаров согласно КТРУ, их объем, дату и место поставки. К извещению заказчик прикладывает проект контракта, содержащего условия сделки и обоснование цены. Также заказчик сообщает, на какой торговой площадке будет проходить закупка. 
  2. Создание предварительных предложений. Участник закупки формирует на торговой площадке предварительное предложение о товаре, то есть, заявку на участие. Он описывает параметры товара строго в соответствии с ТРУ, включая товарный знак, страну-изготовителя, стоимость единицы продукции, объемы, сроки, место поставки и дату актуальности предложения (максимум она составляет один месяц). На все остальные условия договора поставщик автоматически соглашается, хотя заранее их не видит.
    Внимание: публикация предварительного предложения участником на торговой площадке означает, что он не возражает против направления оператором предложения заказчику. Отозвать предложение участник может в любое время, но только пока его заявка не ушла заказчику.
  3. Отбор оператором торговой площадки предварительных предложений. Оператор ЭТП — это лицо, обеспечивающее процесс проведения закупочных процедур на торговой площадке. В течение часа после размещения извещений заказчика в ЕИС, оператор выбирает не свыше 5 предварительных предложений поставщиков с минимальной ценой, которые соответствуют требованиям заказчика. Затем дает таким предложениям номера, исходя из цены по возрастанию, и отправляет их заказчику. Если предварительное предложение всего одно, то оператор тоже дает ему номер.
    Важно: иногда поставщики направляют заявки с одинаковой ценой. В этом случае оператор нумерует первой ту заявку, что пришла раньше.
  4. Не позже следующего рабочего дня после отправления заявок, заказчик принимает решение. Он указывает его в итоговом протоколе на торговой площадке, который отправляет оператору. Участник, предварительное предложение которого подходит под требования извещения и имеет самую маленькую цену, получает первый номер по порядку. Если предложение всего одно, то ему тоже присваивают первый порядковый номер и указывают это в итоговом протоколе.
  5. Оператор ЭТП размещает протокол на торговой площадке и в ЕИС. Контракт получает участник с предварительным предложением, имеющим наименьшую цену и соответствующий требованиям извещения заказчика.
  6. Поставщик и заказчик подписывают контракт. Происходит это так:
    • заказчик на протяжении одного рабочего дня отправляет заполненный договор победителю закупок;
    • победитель в течение одного рабочего дня ставит на контракте свою подпись и пересылает его заказчику;
    • заказчик на протяжении одного рабочего дня подписывает договор со своей стороны, но не раньше, чем через два рабочих дня после размещения итогового протокола в ЕИС.

Является ли закупка у ЕП обязанностью заказчика

Закупка у ЕП выступает правом, а не обязанностью заказчика, за исключением случаев, когда закупку признали несостоявшейся. Тогда заказчик заключает договор с ЕП согласно п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 после предварительного согласования с контрольным органом, работающим в области закупок.
Получать такое согласие нужно, когда НМЦК превышает размеры, установленные постановлением Правительства РФ № 961:

  • 500 млн рублей, если заказчик проводит закупку для обеспечения федеральных нужд, кроме торгов, прописанных в последнем пункте данного перечня;
  • 250 млн рублей, когда заказчик организует закупку для обеспечения нужд российского субъекта, муниципального образования, кроме торгов, указанных в последнем пункте перечня;
  • 1 тыс. руб., если заказчик проводит закупку потому, что электронный конкурс или аукцион не состоялся по п. 3-6 ч. 1 ст. 52 ФЗ № 44, а также когда он планирует проведение торгов закрытым способом.
Внимание: если заказчик проводит совместный конкурс либо аукцион, то он самостоятельно согласовывает заключение контракта. Согласование необходимо, когда НМЦК более предельного размера.

Как заказчику получить согласие контрольного органа

В определенных случаях заказчик обязан получить согласие контрольного органа (КО) на заключение контракта с EП. Для этого он должен направить в него обращение не позже, чем на протяжении пяти рабочих дней со дня размещения в ЕИС протокола со сведениями о признании закупки несостоявшейся либо с даты подписания данного протокола, если в ЕИС его не публиковали.
Обращение нужно составить по форме, указанной в Правилах ПП РФ № 961. Оно должно содержать данные, регламентированные п. 2-6 Правил, в том числе:

  • полное название КО, работающего в области закупок и рассматривающего обращение;
  • сведения о заказчике;
  • информацию о ЕП;
  • данные о закупочной процедуре.

Список информации и документации, которую заказчик должен приложить к обращению, указывается в п. 7 Правил ПП РФ № 961. В перечень входят:

  • если поставщика определяют закрытым способом и данное требование установлено законом, то решение федерального органа исполнительной власти, правомочного, согласно ч. 2 ст. 72 ФЗ, согласовывать закрытые способы определения поставщиков, либо копия этого документа;
  • если ФЗ установлено требование о направлении такого документа, то приглашение поучаствовать в выборе поставщика либо копия этого документа при условии, что закупка проводится закрытым способом;
  • при проведении закупки закрытым способом, документы о закупочной процедуре или их копии;
  • если закупка проходит закрытым способом, то протоколы или их копии, которые были составлены при определении поставщика;
  • для закупок, проводимых закрытым способом, заявки либо их копии, направленные поставщиками для участия в закупке (если это имело место) или их части, отправленные заказчику согласно ФЗ;
  • сведения и документация (либо ее копии), установленные в извещении о проведении закупки (если ФЗ устанавливает необходимость оформления извещения о закупке), закупочной документации (если требование о ней установлено ФЗ), а в также приглашении принять участие в определении поставщика (если это требуется согласно ФЗ), кроме документов, которые подтверждают направление обеспечения для участия в закупке (данные сведения и документация необходимы, если это предусмотрено п. 8 Правил);
  • если проводится открытый электронный аукцион, закрытый электронный аукцион или закрытый аукцион и данное условие предусмотрено п. 8 Правил, то предложение о цене контракта, сумме цен единиц ТРУ в случае, указанном ч. 24 ст. 22 ФЗ.

Если заказчик проводит электронный аукцион или конкурс, то он отправляет обращение с использованием ЕИС в соответствующий КО в области закупок.
В ситуациях, указанных в п. 8 Правил ПП РФ № 961, заказчик направляет обращение в отношении поставщика, отвечающего единым и дополнительным требованиям (если таковые имеются) ст. 31 ФЗ № 44. К обращению он прикладывает данные и документы, указанные в пп."е", "ж" п. 7 Правил. Речь идет о сведениях и документах либо их копиях, предусмотренных в извещении, а также предложении о цене контракта (сумме цен единиц ТРУ).
В закрытых торгах заказчик отправляет бумажный вариант обращения. Документ подписывает лицо, выступающее в интересах заказчика. Если у заказчика есть техническая возможность, то к бумажному обращению он прикладывает необходимый пакет документации в электронном формате на съемном носителе информации.
Бывают случаи, когда обращение содержит гостайну. Тогда важно придерживаться требований законодательства о защите гостайны.

В какой КО заказчику нужно направить обращение

То, в какой орган заказчик направляет обращение, определяется ч. 7 ст. 93 ФЗ № 44, а также п. 2 Правил ПП № 961:

  • если заказчик проводит закупки для федеральных нужд или организует торги закрытыми конкурентными способами, то он отправляет обращение в ФАС России;
  • когда торги проходят для обеспечения региональных нужд, то обращение уходит в КО в области закупок российского субъекта;
  • если имеется соглашение о передаче контрольных полномочий при закупках для нужд муниципального образования, то заказчик направляет обращение в муниципальный КО в области закупок или в КО в области закупок российского субъекта.

Как КО принимает решение

Если заказчик правильно составил и направил обращение, то КО не позже десяти дней со дня, идущего за днем получения обращения, делает следующее:

  • рассматривает обращение, а также выполняет внеплановую проверку;
  • принимает решение, то есть, либо одобряет заключение контракта, либо отказывает в этом.

Если заказчик получил отказ, то, по необходимости, он вправе скорректировать план-график и организовать новую закупку.

Обратите внимание:
  1. При проведении электронных закупок КО направит заказчику уведомление о размещении решения и предписания (если имеется) в Реестре жалоб, внеплановых и плановых проверок, принятых решений и выданных предписаний, представлений. 
  2. Если выполнялась закупка закрытого плана, то КО выдаст заказчику решение в бумажном варианте.

Когда КО может отказать заказчику в согласовании контракта

КО откажет заказчику в согласовании договора, если:

  • способ закупки выбран неправильно;
  • закрытые торги провели без согласия ФАС России;
  • описание объекта торгов ограничивает число участников;
  • требования к поставщикам, установленные заказчиком, нарушают ФЗ44;
  • срок направления заявок был сокращен;
  • заявку незаконно отклонили или признали несоответствующей требованиям;
  • поставщика нелегально не допустили участвовать в закупке;
  • заявка, направленная ЕП, или сведения, указанные в пп. е» и «ж» п. 7 Правил ПП РФ № 961, не подходят под регламентированные требования;
  • ЕП не соответствует общеустановленным требованиям.

При выявлении нарушений в положениях контракта, КО одобрит его заключение, однако направит предписание, в котором пропишет, что нужно сделать при заключении контракта.

Когда заказчик должен сообщить КО о подписании контракта с ЕП

Иногда заказчик должен уведомить контрольный орган, работающий в области закупок, о заключении договора с ЕП. Так заказчик обязан отправить уведомление, если заключил контракт с ЕП согласно п. 6, 9, 34 и 50 ст. 93 ФЗ № 44. К нему он должен приложить копию контракта, а также обоснование его заключения.
Как правило, заказчики обосновывают необходимость проведения закупок у ЕП, не используя строгие образцы. Обычно указывают:

  • что выбранный исполнитель соответствует требованиям ФЗ № 44;
  • расчет НМЦК;
  • цель, для реализации которой проводится закупка;
  • описание объекта торгов и его цена;
  • условия заключения контракта с исполнителем;
  • преимущества определенного поставщика;
  • причины, по которым закупку невозможно провести в конкурентном порядке;
  • вывод о том, что закупку целесообразно провести у определенного поставщика.

Причины, которыми заказчик может обосновать закупку у ЕП:
 

  1. Срочность. Время закупки ограничено и проводить конкурентные торги нецелесообразно, например, заказчику нужно купить товары сезонного спроса. Если он будет проводить конкурентные процедуры, то не успеет до повышения цен и ему не удастся сэкономить.
  2. Отсутствие конкуренции. Лицо, выступающее в статусе поставщика, является монополистом или имеет авторские права в данном регионе. При этом заказчик не может привлечь поставщиков из других регионов, так как сроки закупки небольшие или закупить надо малые объемы.
  3. Экономическая нецелесообразность. Заказчик может указать эту причину, если местный поставщик единственный, кто может поставить продукцию в данном регионе, но не намерен снижать цены, а поставлять товары из другого региона заказчику будет невыгодно.
  4. Отсутствие заинтересованности со стороны поставщиков. Такую причину заказчик вправе указать, если поставщиков не интересует данная закупка. В качестве доказательств стоит приложить их ответы на направленные запросы.
  5. Поставщик предлагает скидку, которая ограничена по времени. В этом случае на проведение конкурентной процедуры уйдет намного больше времени, чем на закупку у ЕП, что не позволит заказчику закупить товары с большой скидкой.

В виде приложения к отчету об обосновании закупок у ЕП, надо приложить расчет, подтверждающий, что если заказчик проведет конкурентную закупку, то он потратит больше денег, чем при закупке ТРУ у ЕП. 

Внимание: направить такое уведомление в КО заказчик обязан не позже 1 рабочего дня со дня подписания контракта. При этом единой формы уведомления и требований к его содержанию — закон не устанавливает.
Если заказчик не предоставит уведомление вовремя или вообще не направит его, то на него наложат штраф согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ. Суммы следующие:
  • для должностных лиц — пятнадцать тысяч рублей;
  • для юрлиц — сто тысяч рублей.

Какие нарушения чаще всего возникают при закупках у ЕП

В большинстве случаев, чтобы уйти от конкурентных процедур, заказчики дробят заказы, или подписывают контракты с ЕП без достаточных на то оснований.
Дробление закупок — это намеренное разделение стоимости определенного заказа на несколько маленьких договоров при условии, что заказчик заранее знает свои потребности в определенной продукции либо работах на плановый период, а также не существует экономических или технологических препятствий для проведения одной процедуры, позволяющей разом купить необходимые ТРУ.
За дробление закупок предусмотрена ответственность по ст. 7.29 КоАП РФ. Данная статья определяет наказание за неправильный выбор способа проведения закупки. На должностных лиц могут наложить штраф в размере 30 тыс. рублей, а, при неправильном выборе закупки, когда должен быть проведен аукцион или конкурс, — 50 тыс. руб. Также не исключается ответственность по ст. 13.32 КоАП РФ за подписание антиконкурентного соглашения. Меры ответственности, в этом случае, наложение штрафа в размере до 50 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до трех лет. Для юрлиц размер штрафа может быть до 0,15% от величины выручки.
Чтобы избежать привлечения к ответственности, нужно внимательно анализировать необходимость применения закупок с ЕП. Отметим, что если хозяйствующие субъекты заключают соглашения, противоречащие антимонопольному законодательству, и это приводит к нанесению гражданам, организациям либо государству крупного ущерба или извлечению дохода в крупном размере, то ответственность может налагаться по ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции).

Особенности нововведений, касающихся закупок у ЕП

9 мая 2023 года в силу вступили изменения к ФЗ № 44, касающиеся закупок у ЕП. Самым позитивным новшеством для заказчиков, пожалуй, стала возможность проведения торгов в электронном формате согласно ч. 12 ст. 93 ФЗ № 44.
Нормы данной части касаются только закупок товаров с начальной (максимальной) ценой контракта не свыше 5 млн рублей при годовом объеме закупок, проводимых в аналогичном порядке, не больше 100 млн руб.
По сути, закупка по ч. 12 ст. 93 ФЗ № 44 представляет собой вид закупочной процедуры у КП, которая выполняется в электронном формате на тех же онлайн-площадках, что и другие конкурентные закупки по ФЗ44.
В связи с введением новых норм у заказчиков часто возникают вопросы по тому, как проводить закупки согласно ч. 12 ст. 93 ФЗ №44. Прежде всего, стоит начать с планирования, включив данные торги в раздел  «особые закупки» плана-графика одной строкой.
Особенность закупочных процедур, проводимых согласно ч. 12 ст. 93 ФЗ № 44 заключается в том, что заказчик может закупить только один вид товара (не работу и не услугу, а именно определенный товар), для которого есть подходящая позиция КТРУ, и только с характеристиками, указанными в позиции КТРУ. При проведении данных закупок закон не позволяет указывать дополнительные параметры продукции, не прописанные в КТРУ.
Бывают ситуации, что заказчику, закупающему товары, все-таки нужно указать в описании дополнительные характеристики, не содержащиеся в КТРУ. В таком случае ему следует проводить закупку другим способом, допустим, путем электронного аукциона либо электронного запроса котировок.
Что касается самой процедуры, проводимой по ч. 12 ст. 93 ФЗ № 44 особых требований к извещению, поставщикам, проекту контракта — нет. Здесь действуют общие нормы 44ФЗ, применяемые к другими видам закупок. Разница лишь в том, что предварительное предложение рассматривает не комиссия по осуществлению закупок, так как она просто не создается, а полномочный специалист заказчика.

Заключение

Таким образом, закупки у ЕП могут проводиться в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. При этом должна быть уважительная причина, по которой заказчик не может провести торги конкурентным способом.
Согласно ч. 2 ст. 93 ФЗ44, при осуществлении закупок у ЕП заказчик должен, не позже одного рабочего дня со дня заключения контракта, направить в контрольный орган уведомление о такой закупке.
По ч. 4 ст. 93 ФЗ № 44 заказчик сам определяет цену контракта, но в установленных случаях он должен обосновать ее. Для этого нужно использовать способы, указанные в законе.
Несоблюдение нормативных требований может привести к наложению на заказчика штрафов. Поэтому важно внимательно отслеживать правильность проведения закупок у ЕП и своевременно решать возникшие вопросы.
Чтобы правильно организовать закупки или поучаствовать в них, обратитесь к нашим экспертам. А для поиска интересных торгов используйте наш сайт-агрегатор. Через него вы также сможете отслеживать сроки, просматривать статистику по заказчикам и многое другое.

Получите консультацию по участию в закупках!

Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.

Получить консультацию 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ