На сегодняшний день принимать участие в госзакупках становится одним из самых эффективных способов получить заказ, причем с гарантированной оплатой из бюджета. Интерес к подобным торговым процедурам сильно возрос – их проведение регламентируется Законом №44-ФЗ.
Закупки по 44‑ФЗ проходят максимально открыто, если только не составляют государственную тайну.
Участвовать в госзаказе могут не все, а поставки должны соответствовать установленным правилам.
В нашей статье попробуем разобраться в основных положениях закона, что такое закупки по 44‑ФЗ простым языком для «чайников» и как принять в них участие.
Закон 44-ФЗ о закупках - это Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В законе о контрактной системе разъясняются:
Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.
Получить консультациюВ 2024 году все государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (вкратце, контрактная система или торги по госзакупкам).
44 федеральный закон определяет правила проведения закупок для обеспечения нужд государства и муниципалитетов. Это относится к любым учреждениям, предприятиям, органам власти, деятельность которых финансируется из бюджетов разного уровня – федерального, регионального или местного.
Затрагиваются важные, как для жизни государства, так и для отдельного человека в целом, сферы деятельности:
Целью создания №44-ФЗ стало усиление контроля над расходованием бюджетных средств и снижение общего уровня затрат.
Положения №44-ФЗ регулируют все ключевые аспекты подготовки и проведения государственных закупок, включая:
Требования данного федерального закона распространяются на все виды закупок, которые финансируются из бюджетов разного уровня.
К регулированию закона 44 фз не относятся несколько категорий закупок:
Со всеми важными изменениями в правилах закупок по 44-ФЗ можно ознакомиться на нашем сайте.
Участники закупки по ФЗ44 делятся на две категории.
Условно можно выделить еще одну категорию участников госзакупок - операторы ЭТП (электронных торговых площадок).
Их основной функционал - создание условий для ведения закупочной деятельности.
Контроль над соблюдением требований №44-ФЗ осуществляются за счет контролирующих органов в лице различных федеральных ведомств и фактически приравненных к ним государственных корпораций.
Государственные заказчики (п. 5 ч. 1 ст. 3 44‑ФЗ) |
Муниципальные заказчики (п. 6 ч. 1 ст. 3 44‑ФЗ) |
Заказчики (ч. 1, 2.1 ст. 15 44‑ФЗ) |
Поставщики |
|
|
|
|
Простым языком, государственные заказчики при закупках действуют от имени РФ или ее регионов для удовлетворения государственных нужд.
Муниципальные — действуют от имени муниципального образования и закупают для муниципальных нужд.
Заказчики действуют от своего имени и приобретают товары, работы, услуги для собственных нужд.
По сути, начинающим поставщикам для участия в закупках по 44‑ФЗ неважно, с кем именно работать: с государственными, муниципальными заказчиками или другими организациями, которые закупают по 44‑ФЗ.
Все они подчиняются нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. И хотя для федерального бюджета действуют строгие правила финансирования, на поставщиках это никак не сказывается.
По законодательству не менее 25% всех закупок госзаказчики проводят среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Контроль над поставщиками предусматривает намного больше условий, выполнение которых требуется для допуска к участию в торгах.
К поставщикам законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать.
Участие в закупках может быть ограничено, если:
Установление факта нарушения правил (любого из вышеперечисленных условий) – основание для отказа от заключения с поставщиком государственного контракта или отклонения его заявки на участие в госзакупке.
Поставщик в установленном порядке может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.
Заказчики имеют право предъявлять дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию.
Подобные требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительства объекта капитального строительства, ремонта автодорог и других работ.
Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.
Также заказчик имеет право запросить у участника закупки, чтобы тот соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.
Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности.
Требование не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.
Последняя версия базового Федерального закона Российской Федерации в области государственных закупок предоставляет преференции двум категориям поставщиков.
Для каждой из категорий установлены квоты, обязательные для всех видов государственных заказчиков.
Дополнительная льгота для участников госзакупок - снижение требований по сумме обеспечения заявки.
Важной частью изложения 44 закона о закупках для начинающих становится перечисление возможных вариантов проведения конкурентной государственной закупки.
Актуальная версия законодательства допускает семь видов подобных процедур:
Критериями выбора победителя, в зависимости от вида закупки, становится наименьшая цена или оптимальное соотношение стоимости и условия поставки товара/услуг.
Одной из самых популярных форм проведения торгов выступает электронный аукцион. Его отличительными особенностями выступают: открытый и публичный характер, а также определение победителя по критерию низкой цены.
Специалисты нашей компании помогут вам подготовиться к участию в госзакупках, научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.
Обязательным условием в соответствии с требованиями №44-ФЗ выступает проведение закупочных мероприятий в электронном формате.
Законодательство жестко регламентирует перечень электронных торговых площадок, предназначенных для подобных процедур. Он размещается в свободном доступе в системе ЕИС закупки и включает 8 площадок.
Использование других онлайн-платформ и сервисов для организации и проведения госзакупок запрещено.
Государственные закупки проводятся на торговых электронных площадках:
Если планируете участвовать в закрытых торгах с гостайной или в рамках гособоронзаказа, то ваши площадки — АСТ ГОЗ, ЭТП РФ, ЭТП ГПБ.
Закупки малого объема проводятся в электронных магазинах и агрегаторах торговли.
Для участия поставщика в госзакупке необходимо предоставить обеспечение собственных обязательств.
На сегодняшний день действует три разновидности, применяемые на разных стадиях мероприятий:
Стандартными формами обеспечения считаются денежые средства и независимая гарантия. Независимая гарантия должна быть оформлена в одном из банков, аккредитованных Минфином, и внесена в соответствующий реестр.
Сейчас многие специалисты проходят обучение госзакупкам на различных онлайн-ресурсах.
Главное, чтобы информация на обучении тендерам для слушателей была актуальна на сегодня, так как довольно часто вносятся изменения в закон 44-ФЗ и в постановления о закупках.
В отличие от заказчиков (то есть государственных, муниципальных и бюджетных структур), поставщикам для участия в закупках не требуются документы о специальном образовании.
Инициатор госзакупки — это заказчик. Он выставляет подробное техническое задание. В нём он отражает все требования к необходимому товару, услугам или работам. Кроме того, заказчик указывает цену и условия.
Ст. 31 № 44-ФЗ от 05.04.2013 разрешает заказчикам устанавливать дополнительные требования к поставщикам некоторых товаров, работ и услуг. Чем сложнее ваш продукт, тем строже будут закупочные условия.
Лучше заранее изучить документацию конкурсных процедур, принципы формирования заявок, требования к поставщикам.
Все ЭТП работают с электронной цифровой подписью (ЭЦП) потенциальных поставщиков. ЭЦП подтверждает полномочия ответственного лица, которое представляет организацию на торгах.
Электронная подпись для госзакупок по 44-ФЗ, в соответствии со ст. 5 № 44-ФЗ от 05.04.2013, должна быть усиленной квалифицированной.
Чтобы не пропустить выгодный контракт и вовремя подготовить заявку, необходимо заранее получить доступ к ЭТП.
Для этого нужно пройти регистрацию в ЕИС— сайте единой информационной системы в сфере закупок. Сведения об организации внесут в Единый реестр участников закупок. Затем эти данные автоматически попадут на площадки и будут использованы при аккредитации.
Оформит подпись, пройти регистрацию в ЕИС и аккредитоваться на любых площадках могут наши специалисты для вас. Для этого просто нужно оставить заявку на обратный звонок.
Необходимые документы для участия в государственных закупках:
Итак, ваша компания готова к участию в закупках по 44-ФЗ для начинающих поставщиков. Регулярная проверка обновлений сайта bicotender.ru позволит иметь свежую информацию о размещенных торгах, включая с сайта www.zakupki.gov.ru.
Для начала деятельности попробуйте определить для себя критерии желаемого тендера:
Сайт bicotender.ru имеет возможность расширенного поиска по заданным вами критериям, а также несколько форм поиска для разного уровня работы с закупками.
На сайтах крупных государственных заказчиков есть раздел закупок, где размещают не только объявления о них, но и план предстоящих конкурсных процедур. Единственный минус: нужно знать эти сайты, а также испытывать неудобства при работе с таким большим количеством вкладок. Для продуктивной работы можно все эти закупки увидеть в системе bicotender, без поиска дополнительных ресурсов.
Если ваша организация относится к МСП, не имеет опыта работы с госзаказом и лишних оборотных средств, то самый правильный вариант — начать с электронных аукционов по госзакупкам для новичков и запросов котировок.
Для исключения отклонения заявки, тщательно изучите документы.
Вот как начать работать новичку с госзакупками без ошибок:
Если конкурсные условия предполагают предоставление финансового обеспечения со стороны участника, то ФЗ № 44 требует открыть спецсчет в банке для его резервирования.
Поставщики отправляют заявки на выполнение заказа, в которых указывают технические характеристики и другую важную для заказчика информацию.
Подготовка документов заявки — самый важный этап пошаговой инструкции по участию в госзакупках и тендерах для поставщиков.
Минимальные недочеты могут повлечь за собой отклонение заявки и обесценят потраченные на подготовку усилия. Во избежание ошибок лучше обращаться к экспертам, например к нашим специалистам. Они найдут подходящую закупку и предоставят контракт с максимально выгодной ценой для вас.
Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки (выбор всегда падает на самое выгодное предложение). Это может быть конкурс, аукцион или запрос котировок. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что зависит от типа процедуры и определяется законом.
Проект контракта публикуется заказчиком не позднее 2 рабочих дней после проведения закупки. Контракт включает: цену победителя, его реквизиты и описание объекта закупки.
Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются также дополнительные параметры (например, условия об ответственности заказчика и исполнителя).
Пять рабочих дней выделено на оформление протокола разногласий, если у исполнителя есть вопросы к содержанию. Если их нет, то поставщик должен подписать контракт в этот же срок.
Исполнитель вносит обеспечение на счет Заказчика или выпускает независимую гарантию перед подписанием контракта. После подписания контракта участником, заказчик в течение 2 рабочих дней подписывает контракт.
После подписания закрывающих документов заказчик обязан оплатить в срок, не превышающий 7 рабочих дней.
Заключительный шаг — выполнение принятых на себя обязательств. Чтобы заказчик принял товары, работы или услуги и подписал акты - все должно соответствовать контракту.
После подписания документов заказчик обязан рассчитаться в срок, не превышающий 7 рабочих дней.
Федеральный закон 44-ФЗ устанавливает единый порядок процедуры размещения заказа на всей территории Российской Федерации, а также устанавливает способы определения поставщика и процедуру заключения государственных и муниципальных контрактов.
Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к нашим тендерным специалистам или воспользоваться сайтом для получения рекомендаций, необходимых материалов, использования сервисов и скачивания образцов документов.
В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.
Получить доступЕсли вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.
bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |