Вход в личный кабинет
Главная | Новости | ЕЭТП определила оптимальное число участников электронных закупок

ЕЭТП определила оптимальное число участников электронных закупок

Оптимальное количество поставщиков, участвующих в закупке, находится в диапазоне от 3 до 16. Об этом свидетельствуют данные исследования Единой электронной площадки.

В рамках исследования специалисты ЕЭТП проанализировали 16,5 тысяч проведенных в 2016 году государственных (по 44-ФЗ) и корпоративных (по 223-ФЗ) закупок.

Оптимальное количество участников на закупку варьируется в зависимости от категории товаров:
·         категория «А» – товары кратковременного пользования и повседневного спроса, без каких-либо уникальных особенностей. Состав товарной позиции – ориентировочно 5 атрибутов. К ним относятся, например, канцелярская продукция, бытовая химия, средства уборки, продукты питания. Предложение таких товаров на рынке максимально;
·         категория «Б» – товары длительного использования, предварительного выбора, без уникальных особенностей. Состав товарной позиции – ориентировочно 15 атрибутов. К ним можно отнести офисную мебель, оргтехнику (МФУ, принтеры и т.д.). Предложение данной продукции на рынке достаточно широко, но меньше, нежели категория «А»;
·         категория «В» – специализированные товары особого спроса, преимущественно длительного пользования, к которым предъявляются особые требования со стороны компании (спецодежда, защитные устройства – щитки, противогазы). Состав товарной позиции – более 20 атрибутов, среди которых 2-3 являются уникальными. Предложение на рынке минимально.

«Рост числа поставщиков действительно ведет к снижению цены контракта, но до определенной величины. После достижения этой величины, искомого показателя оптимального количества поставщиков, снижение цены начинается уменьшаться, – констатируют эксперты ЕЭТП. – Для товаров категории «А» величина составляет 13-16 компаний, для более сложных товаров категории «Б» – 8-10 поставщиков и для спецтоваров категории «В» – 3-5 компаний-поставщиков».

Таким образом, интенсивный рост участников торгов не всегда ведет к росту конкуренции. Электронная закупочная процедура по некоторым формальным признакам представляет собой элемент массовой игры или соревнования, и в таких условиях начинает доминировать не общая рациональная и экономическая теория, а массовая психология. В данном случае специалисты «Единой электронной торговой площадки» охарактеризовали это явление как «N-эффект участия в закупке»: после того как в аукционе начинает участвовать более N компаний, поставщик зачастую снижает свою заинтересованность к процедуре и не идет на кардинальное снижение цены.

«Видя относительно ограниченный масштаб конкуренции, участник аукциона психологически готов по-честному «биться» за право заключения желаемого контракта. А когда в закупке участвует слишком большое количество компаний, поставщик формально делает пару шагов на понижение, видит, что оппоненты продолжают активно понижать стоимость, и затем отстраняется, теряя интерес к дальнейшей энергичной борьбе за контракт», – прокомментировал генеральный директор АО «ЕЭТП» Антон Емельянов.
 
16.06.2017


Связаться с нами: